
Фото: PxHere
Первая опера — театрализованное музыкальное произведение — появилась во Флоренции в 1598 году. Она называлась «Дафна» и была написана итальянским музыкантом Якопо Пери. Новый музыкальный жанр быстро стал популярен во многих европейских странах. При императрице Анне Иоанновне в 1730-х годах опера пришла и в Россию. Русские композиторы стали писать для опер музыку и придумывать сюжеты, близкие и понятные отечественному слушателю.
Первую русскую национальную оперу — «Жизнь за царя», известную во всём мире, написал композитор Михаил Глинка. Сюжет для музыкального произведения ему подарил поэт и литературный критик Василий Жуковский. Он предложил Глинке использовать для оперы историю о подвиге Ивана Сусанина — русского крестьянина, отдавшего свою жизнь за будущего царя — Михаила Фёдоровича Романова.
Сюжет обращался к событиям 1612 года, когда смутное время подошло к концу, и в Москве на престол избрали нового царя. Это не устраивало польских завоевателей, уже изгнанных из столицы, но не оставивших надежды посадить на русский престол своего наследника. Польский отряд отправился под Кострому, где в Ипатьевском монастыре, вместе с матерью находился избранный царь Михаил Романов. Вражеский отряд не знал точной дороги к монастырю, поэтому стал искать проводника недалеко от Костромы в селе Домнино. Их вызвался проводить русский крестьянин — Иван Сусанин. Однако вместо того, чтобы показать дорогу к царю, Иван завёл поляков в лесную глушь, где и был убит разъярёнными врагами. Русский царь Михаил был спасён, и Россией начала править новая династия Романовых.
Опере с историческим и национальным сюжетом покровительствовал лично император Николай I. Поэтому композитору посоветовали изменить первоначальное название — «Иван Сусанин», на более торжественное — «Жизнь за царя».
Премьера музыкального произведения состоялась 7 ноября 1836 года в Большом театре Санкт-Петербурга, предшественнике Мариинского театра. Опера имела большой успех, но главное — понравилась императору. Николай I даже вручил Глинке памятный перстень, который музыкант подарил своей супруге — Марии Петровне. Впоследствии, новым музыкальным произведением стали открывать сезоны императорских театров.
Впрочем, после премьеры композитор ещё редактировал своё произведение, добавляя и убирая музыкальные фрагменты. Но общий замысел не менялся: опера рассказывала о жизни русского православного человека, положившего самое ценное, — жизнь — за своего царя и Отечество. В музыкальном мире опера получила множество восторженных отзывов. Глинка смог передать в музыке русские национальные мотивы, а ещё впервые в истории жанра не стал использовать разговорные диалоги: арии сменялись романсами и хорами, образуя единую музыкальную канву.
Даже революционные события 1917 года не смогли помешать исполнению невероятной музыки. Сюжет и слова произведения были переделаны: из текста вымарали все фрагменты, связанные с монархией. Но всё же сохранили общий посыл произведения — жизнь во имя Отечества. Оригинальный вариант оперы вновь был исполнен в 1988 году и продолжает исполнятся до сих пор.
«Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты, русская наша земля!
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша, родная страна!»
Все выпуски программы Открываем историю
Надежда на жизнь без больниц для подопечных фонда «Настенька»

Прошлым летом у 10-летней Арины — яркой, жизнерадостной, заряжающей всех вокруг своей энергией, обнаружили опухоль головного мозга. А дальше последовали операция, лучевая терапия и бесконечные больничные коридоры. Арина очень переживала, что лишилась любимых занятий плаванием и своих озорных косичек. Но она, как настоящая спортсменка и круглая отличница, — не привыкла так просто сдаваться. В больнице девочка всегда старалась чем-то себя занять: уроками, лепкой, рисованием или изучением английского языка.
После длительного лечения в Москве Арина вернулась в родной Красноярск, где началось её восстановление. Болезнь оставила свой отпечаток: мышцы лица и тела потеряли прежнюю подвижность. «По характеру Арина боец, всегда идёт до конца», — рассказывает папа. — «Раньше она обгоняла всех в бассейне, а теперь также бойко учится ходить».
Фонд «Настенька» помог девочке попасть на важный курс реабилитации, оплатить который родители были не в силах. Ежедневные занятия со специалистами помогли Арине вновь обрести уверенность в движениях. Теперь она самостоятельно ходит по ровной поверхности и более чётко произносит слова. Каждый день Арина делает дома зарядку и разучивает танцы с помощью видеоуроков. И, конечно, продолжает учиться в школе, но пока дистанционно. Недавно в олимпиаде по английскому языку она заняла 1 место!
Фонд «Настенька» больше 20 лет помогает тяжелобольным детям — дарит их семьям надежду на доброе будущее — без лекарств и больниц. Больше узнать о работе фонда и поддержать его подопечных можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — почему в мире есть зло?». Михаил Скобелев

У нас в студии был доцент Московской духовной академии, Сретенской духовной академии и Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Михаил Скобелев.
На примере ветхозаветной книги Иова мы говорили о том, как осмысляется присутствие в мире беззакония и страданий при том, что Бог Благ и не творит зла.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова;
Вторая беседа со священником Дмитрием Барицким была посвящена тому, как в книге Иова преподносится встреча человека с Богом.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Воля Божья в жизни человека». Протоиерей Григорий Крыжановский

Гостем программы «Светлый вечер» стал протоиерей Григорий Крыжановский — духовник общины глухих храма Всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино.
Разговор шел о том, как Господь проявляет Себя в жизни людей и как человеку понять и принять волю Божию о себе. Отец Григорий говорит, что воля Божия не всегда совпадает с желаниями человека и может восприниматься как тяжёлая. Он подчёркивает, что этому нужно учиться с детства — через послушание и доверие другому.
Говорили и о духовном наставничестве. Отец Григорий рассуждает о различии между духовным авторитетом и прямым указанием воли Божией, приводит истории о старцах, святителе Луке, Серафиме Вырицком и личной духовной ответственности.
Разговор завершается размышлением о том, что воля Божия — это не внешнее действие, а внутреннее движение души, и что выбирать нужно не то, что проще или правильнее, а то, в чём человек возрастает.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер