
В Большой Константинопольский дворец прибыла дочь покойного сенатора Анисия Секунда, юная Олимпиада. Императору Феодосию предстоял непростой разговор. Девушка недавно потеряла жениха, и монарх опасался, не лишалась ли она разума от горя. Префект Царьграда Небридий, с которым Олимпиада была обручена, скончался буквально накануне свадьбы. Обездоленная невеста называла себя вдовой, пресекала любые разговоры о будущем замужестве и расточала родительское имение, раздавая щедрую милостыню. Феодосий посчитал, что должен образумить сироту, выступить вместо отца. К тому же родственник императора, Елпидий, просил выдать за него упрямую девицу.
Вид Олимпиады поразил Феодосия. Лицом она была бледнее мрамора, скульптуры из которого украшали дворец. Тонкая фигура, казалось, соткана из воздуха, а не из плоти. Длинная, до пят, одежда смотрелась не просто скромной, а ветхой. Но как же девушка была прекрасна при этом! Олимпиада поклонилась монарху, и он, поднявшись с трона, протянул руку ей навстречу.
Феодосий:
Приветствую тебя, дитя! Как я могу утешить тебя в твоем несчастье?
Олимпиада:
Благослови вас Господь, государь, за ваше доброе сердце. Но я вовсе не несчастна. Участь моя, мой благой удел — в Боге, и со Христом я буду всегда счастлива.
Феодосий:
Но хорошо ли юной девице оставаться одинокой? Богу можно послужить и в честном браке. Мой родственник, Елпидий, желает видеть тебя своей женою. И если ты дашь согласие, я буду посажённым отцом на вашей свадьбе!
Олимпиада:
Если бы воля Господа была на то, чтобы мне выйти замуж, Он не отнял бы у меня Небридия. Но случилось то, что случилось, и жизнь моя будет посвящена Христу. Я стану диакониссой и послужу Богу и людям своим имением и своими делами.
Тогда, в четвертом веке, диакониссы только появились в Церкви. Так называли женщин, которые совершали особое служение сродни монашескому. Они помогали неимущим, навещали больных, занимались просвещением. Это были пожилые вдовы или девицы в зрелом возрасте, принявшие особое посвящение от епископа. Услышав, что Олимпиада хочет стать диакониссой, Феодосий пришел в раздражение.
Феодосий:
От ветра в голове твои слова! Сегодня ты отрешишься от всего земного, а завтра захочешь стать женой и матерью, но уже не сможешь найти приличную партию, потому что останешься без гроша за душой, растратив родительское наследство на нищих! Одумайся, Олимпиада! Елпидий будет тебе добрым супругом. Не лучше ли стать родственницей императора, чем вечно усталой диакониссой?
Олимпиада:
Я не отступлю своего решения, государь.
Феодосий:
Ну, тогда я лишаю тебя права распоряжаться своим имением! Ты будешь под опекой префекта до тех пор, пока тебе не исполнится тридцать лет!
Через некоторое время Феодосий поинтересовался у перфекта, не сильно ли унывает Олимпиада. И с удивлением услышал, что она, напротив, радуется и благодарит Бога. А вскоре император получил от Олимпиады письмо с такими словами.
Олимпиада:
Выявили мне царскую милость, приказав другому нести моё бремя. Еще большее благодеяние вы окажете мне, если велите раздать всё моё имение, чтобы я избегла суетной славы, раздавая имущество сама. Свободная от забот о богатстве земном, я стану заботиться о настоящем сокровище.
Христиане Константинополя свидетельствовали о добродетельной жизни Олимпиады и о том, что её решимость послужить Церкви достойна уважения. Император Феодосий отменил опеку над девушкой, и Константинопольский патриарх Нектарий посвятил её в диакониссы. Дом Олимпиады стал одним из центров духовной жизни византийской столицы. Подвижница стяжала уважение таких столпов Церкви, как святители Григорий Богослов, Пётр Севастийский, Иоанн Златоуст.
Когда византийский трон занял император Аркадий, его супруга Евдоксия интригами нарушила течение церковной жизни, воздвигнув гонения против Иоанна Златоуста. Олимпиада ни на минуту не поверила наветам на святителя. Со слезами провожала она учителя в несправедливое изгнание. За доброе отношение к опальному епископу диаконисса сама была оклеветана. Олимпиаде предъявили обвинение в поджоге собора Святой Софии и присудили к заточению в пригороде Константинополя, Никомидии, где она и скончалась.
Находясь в ссылке, святитель Иоанн Златоуст написал диакониссе Олимпиаде семнадцать писем, которые сохранились. В этих посланиях не только отражена земная история двух претерпевающих скорби людей — в них сияет окно, распахнутое в Вечность.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











