
Фото: Robert Norton/Unsplash
В 1988 году главный редактор московской газеты «Библиотека в школе» Ольга Громова увидела на двери своего подъезда объявление о сборе вещей для пострадавших от землетрясения в Армении. Желающим поучаствовать предлагалось обратиться в одну из квартир многоэтажного дома. Так Ольга Громова и познакомилась со Стэллой Натановной Нудольской, пожилой женщиной с удивительной историей. И не только помогла ей собрать и отправить в Армению огромное количество посылок, но и написала на основе её воспоминаний о детстве повесть под названием «Сахарный ребёнок».
Впрочем, своё авторство Ольга принимает лишь с оговоркой. Не написала, а, скорее, записала — говорит она о своём произведении. И это, в общем-то, правда: в течение нескольких лет Стэлла Натановна рассказывала Громовой о своей жизни, полной испытаний. В 1937 году она маленькой пятилетней девочкой оказалась... в лагере для членов семей врагов народа, а потом — в далёком киргизском посёлке, в ссылке, которая продлилась более десяти лет.
Казалось бы — какой уж тут «Сахарный ребёнок», если жизнь у героини была, судя по всему, вовсе не сахар? Но в том-то и дело, что в своей основанной на реальных событиях художественной повести Ольга Громова, не искажая исторической правды, сумела ярко выделить, пожалуй, главную черту характера своей героини: способность видеть свет во тьме; посреди житейских бурь сохранять мир в душе и... радоваться жизни. Даже если по какому-то недоразумению жизнь эта проходит в землянке, окружённой колючей проволокой. Ведь прямо за нею, посреди голой степи, распустился красивый тюльпан. А в землянке — сухо, потому что мама заботливо устелила пол клеёнкой...
Кто-то, возможно, скажет, что такие радости маленькой девочки — скорее уж повод для читателя сглотнуть подступивший к горлу ком. И всё же автор отнюдь не стремиться «вышибить слезу» трагической историей времён сталинских репрессий. Ольга Громова пытается рассказать нам совсем о другом. О том, как не унывать и не отчаиваться; как в самых тяжёлых условиях не потерять себя и остаться человеком; как принимать Божью волю, надеяться и верить.
В повести есть трогательный эпизод, когда вечером в лагерной землянке, уставшая после изнуряющей работы мать учит маленькую Стеллу молитве «Отче наш». «Учись слышать Бога в словах и поступках людей», — говорит она дочери. И та — слышит. Когда, уже после лагеря, в степной ссылке, в одиночку отправляется на поиски помощи для заболевшей матери — и находит добрых людей, приютивших их и спасших от голодной смерти. Когда, поселившись в далёком киргизском селе, где и по-русски-то не все говорят, вдруг обнаружила искреннюю заботу, поддержку и сочувствие и нашла настоящих друзей.
«Сахарный ребёнок» — так киргизы прозвали маленькую Стеллу за светлый цвет волос и белую, почти прозрачную кожу. Словом, «сладкая жизнь» тут совсем ни при чём. Впрочем, подчёркивает автор Ольга Громова, и горькой свою судьбу героиня повести никогда не называла. Потому что, — говорила она, — хороших людей вокруг больше, чем плохих, надо только, чтобы собственная обида на жизнь не мешала их разглядеть.
10 сентября. О ложном страхе

В 4-й главе Евангелия апостола Марка есть слова Христа апостолам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?».
О ложном страхе — протоиерей Максим Горожанкин.
В святоотеческой литературе присутствует такое понятие, как, например, демонобоязнь или бесобоязнь. Часто, выстраивая свою духовную жизнь неправильно, христианин начинает бояться наваждений вражьих больше, чем Бога или больше, чем согрешить. И вот это от себя необходимо отгонять.
Как пишет апостол в другом послании: «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас». Бояться мы должны своих грехов, бояться мы должны обидеть ближнего или оскорбить святыню, но ни в коем случае не должны бояться бесов лукавых, бояться суеверий каких-то, сглаза или порчи, потому что это всё призрачно, и этому всему нужно придавать как можно меньше значения, памятуя о том, что главное для нас — быть ближе друг к другу и ближе к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 сентября. О духовном испытании самих себя

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте».
О духовном испытании самих себя — иеромонах Макарий Маркиш.
Финал 2-го послания апостола Павла к коринфянам выдержан в очень строгих, очень жёстких тонах, как это и должно быть в финале, чтобы мотивировать слушателей к исполнению сказанного. Проверяйте себя, верите ли вы. А как можно себя проверить? Только перед лицом Христа, перед лицом живого Бога, в Его Святой Соборной и Апостольской Церкви.
В ней ли вы? Принадлежите ли вы Ему? Приняли ли вы Его в себя? Соединились ли вы с Ним? Проверяйте — вот это и есть задача, которую ставит апостол. Проверяйте, экзаменуйте себя.
И вот это завершение стиха, «а вот, может быть, вы не такие, как надо», — это такой размытый перевод одного единственного греческого слова «азокими», «азокимазатэ азокими». Это означает «недостойный, неправильный, фальшивый». Про монету говорят, что она азокима, и вот это слово служит очень таким серьёзным предупреждением каждому из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 сентября. О святости праведной Анны Пророчицы

Сегодня 10 сентября. День памяти праведной Анны Пророчицы, встретившей младенца Христа в Иерусалимском храме.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
По нынешним временам уже вызывает уважение, когда человек ищет радость жизни не в её прожигании, не в погоне за комфортом, за развлечением, а когда он старается устроить семейную жизнь, когда он стремится к браку, к рождению, воспитанию детей. Однако, когда это не получается или когда счастливый брак прерывается в результате болезни, смерти или гибели одного из супругов, то, кажется, почва уходит из-под ног. И где же вот это земное счастье?
Тут, конечно, уместно каждому православному христианину и христианке помолиться святой праведной Анне, которая встретила Христа вместе с Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме. Мы видим, что от всего ветхозаветного человечества новозаветного мессию, которого принесла Богородица в храм, встречали среди шума и толпы народа всего лишь два человека. Они оказались наиболее достойными.
И одной из них стала Анна, которая всего лишь семь лет прожила в браке, а потом до восьмидесяти четырёх лет неотступно молилась в храме. Потому что источником счастья, веры, любви, в том числе не только небесного, но и земного, является сообщение с Богом. Если будет оно, то ты будешь счастлив и в семейной жизни, и вне её.
Все выпуски программы Актуальная тема