
Выходя в воскресенье из храма после литургии, я размышляла о важности непрестанной молитвы.
И вспомнилась мне такая история. В храме у моего восьмилетнего сына было одно важное дело. Ему позволили следить за подсвечником, куда ставят свечи за упокой души. Такой большой прямоугольный стол. Его ещё называют в храме «канун».
Подсвечник был невысокий, и сын легко доставал даже до самых дальних свечей. Он смотрел, не накапает ли воск. И, если это случалось, собирал застывшие капли в небольшую коробочку. Догорающие свечи он гасил специальным колпачком, а потом осторожно опускал их в металлический ящик.
Работа эта была столь интересна сыну, что мне приходилось иногда напоминать ему о важных моментах службы, чтобы он отвлёкся от свечей, помолился и послушал, о чём поют в храме. Ведь он был ещё слишком мал, чтобы совмещать послушание у подсвечника и молитву.
Как трепетно мальчик относился к огоньку каждой свечи! Вот один из них начал коптить. Значит, надо подправить фитиль. Вот другой нагрел соседнюю свечку, и она согнулась. Значит, нужно поставить их подальше друг от друга, а согнутую распрямить, дать ей остыть и затвердеть.
Но однажды работы у сына оказалось значительно больше, чем обычно. В храме было жарко, и окно над подсвечником открыли слишком широко. Воздух стремительно проносился из окна в тёплый храм и задувал маленькие огоньки.
Не успевали прихожане зажечь свечи, как, глядишь, одна уже погасла, за ней другая, потом третья... От оставшихся горящими огоньков сын снова и снова зажигал потухшие фитили. Это приходилось делать очень быстро и без остановки, чтобы не погас огонь на всех свечах одновременно, чтобы хоть одна горела и можно было бы от неё зажечь остальные.
Вскоре дети стали собираться в очередь, строиться змейкой, готовясь к причастию. Сын ушёл от подсвечника и встал вместе с другими детьми. Его сменила приятная пожилая женщина, которая всегда несла это послушание в храме.
А я всё размышляла, вспоминая усердные труды моего мальчика возле «кануна»... Как эти свечи похожи на нас, когда мы молимся. Так же, как они, мы стоим перед Богом, стараемся собраться, сосредоточиться на молитве, будто выпрямиться и вытянуться духовно, гореть сердцем перед Ним.
Но часто отвлекаемся или сомневаемся. Оттого гаснем в своей молитве: то один, то другой, а то и почти все. Но если хоть один из нас останется с горящим, обращённым к Богу, от него могут воспламениться и другие, передать этот огонёк следующим и следующим. Недаром говорят, что возле сухого полена и сырое горит. Господь сказал Аврааму, что и ради десяти праведников Он не погубит город грешников.
Конечно, мы возгораемся в молитве не сами. Конечно, Господь и Его ангелы терпеливо возжигают наши сердца вновь и вновь. Но я почувствовала в тот день, как важно каждому из нас не гаснуть в своей молитве, не оставлять этот малый труд, не прекращать это малое, но такое важное служение.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер