
Выходя в воскресенье из храма после литургии, я размышляла о важности непрестанной молитвы.
И вспомнилась мне такая история. В храме у моего восьмилетнего сына было одно важное дело. Ему позволили следить за подсвечником, куда ставят свечи за упокой души. Такой большой прямоугольный стол. Его ещё называют в храме «канун».
Подсвечник был невысокий, и сын легко доставал даже до самых дальних свечей. Он смотрел, не накапает ли воск. И, если это случалось, собирал застывшие капли в небольшую коробочку. Догорающие свечи он гасил специальным колпачком, а потом осторожно опускал их в металлический ящик.
Работа эта была столь интересна сыну, что мне приходилось иногда напоминать ему о важных моментах службы, чтобы он отвлёкся от свечей, помолился и послушал, о чём поют в храме. Ведь он был ещё слишком мал, чтобы совмещать послушание у подсвечника и молитву.
Как трепетно мальчик относился к огоньку каждой свечи! Вот один из них начал коптить. Значит, надо подправить фитиль. Вот другой нагрел соседнюю свечку, и она согнулась. Значит, нужно поставить их подальше друг от друга, а согнутую распрямить, дать ей остыть и затвердеть.
Но однажды работы у сына оказалось значительно больше, чем обычно. В храме было жарко, и окно над подсвечником открыли слишком широко. Воздух стремительно проносился из окна в тёплый храм и задувал маленькие огоньки.
Не успевали прихожане зажечь свечи, как, глядишь, одна уже погасла, за ней другая, потом третья... От оставшихся горящими огоньков сын снова и снова зажигал потухшие фитили. Это приходилось делать очень быстро и без остановки, чтобы не погас огонь на всех свечах одновременно, чтобы хоть одна горела и можно было бы от неё зажечь остальные.
Вскоре дети стали собираться в очередь, строиться змейкой, готовясь к причастию. Сын ушёл от подсвечника и встал вместе с другими детьми. Его сменила приятная пожилая женщина, которая всегда несла это послушание в храме.
А я всё размышляла, вспоминая усердные труды моего мальчика возле «кануна»... Как эти свечи похожи на нас, когда мы молимся. Так же, как они, мы стоим перед Богом, стараемся собраться, сосредоточиться на молитве, будто выпрямиться и вытянуться духовно, гореть сердцем перед Ним.
Но часто отвлекаемся или сомневаемся. Оттого гаснем в своей молитве: то один, то другой, а то и почти все. Но если хоть один из нас останется с горящим, обращённым к Богу, от него могут воспламениться и другие, передать этот огонёк следующим и следующим. Недаром говорят, что возле сухого полена и сырое горит. Господь сказал Аврааму, что и ради десяти праведников Он не погубит город грешников.
Конечно, мы возгораемся в молитве не сами. Конечно, Господь и Его ангелы терпеливо возжигают наши сердца вновь и вновь. Но я почувствовала в тот день, как важно каждому из нас не гаснуть в своей молитве, не оставлять этот малый труд, не прекращать это малое, но такое важное служение.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов