Выходя в воскресенье из храма после литургии, я размышляла о важности непрестанной молитвы.
И вспомнилась мне такая история. В храме у моего восьмилетнего сына было одно важное дело. Ему позволили следить за подсвечником, куда ставят свечи за упокой души. Такой большой прямоугольный стол. Его ещё называют в храме «канун».
Подсвечник был невысокий, и сын легко доставал даже до самых дальних свечей. Он смотрел, не накапает ли воск. И, если это случалось, собирал застывшие капли в небольшую коробочку. Догорающие свечи он гасил специальным колпачком, а потом осторожно опускал их в металлический ящик.
Работа эта была столь интересна сыну, что мне приходилось иногда напоминать ему о важных моментах службы, чтобы он отвлёкся от свечей, помолился и послушал, о чём поют в храме. Ведь он был ещё слишком мал, чтобы совмещать послушание у подсвечника и молитву.
Как трепетно мальчик относился к огоньку каждой свечи! Вот один из них начал коптить. Значит, надо подправить фитиль. Вот другой нагрел соседнюю свечку, и она согнулась. Значит, нужно поставить их подальше друг от друга, а согнутую распрямить, дать ей остыть и затвердеть.
Но однажды работы у сына оказалось значительно больше, чем обычно. В храме было жарко, и окно над подсвечником открыли слишком широко. Воздух стремительно проносился из окна в тёплый храм и задувал маленькие огоньки.
Не успевали прихожане зажечь свечи, как, глядишь, одна уже погасла, за ней другая, потом третья... От оставшихся горящими огоньков сын снова и снова зажигал потухшие фитили. Это приходилось делать очень быстро и без остановки, чтобы не погас огонь на всех свечах одновременно, чтобы хоть одна горела и можно было бы от неё зажечь остальные.
Вскоре дети стали собираться в очередь, строиться змейкой, готовясь к причастию. Сын ушёл от подсвечника и встал вместе с другими детьми. Его сменила приятная пожилая женщина, которая всегда несла это послушание в храме.
А я всё размышляла, вспоминая усердные труды моего мальчика возле «кануна»... Как эти свечи похожи на нас, когда мы молимся. Так же, как они, мы стоим перед Богом, стараемся собраться, сосредоточиться на молитве, будто выпрямиться и вытянуться духовно, гореть сердцем перед Ним.
Но часто отвлекаемся или сомневаемся. Оттого гаснем в своей молитве: то один, то другой, а то и почти все. Но если хоть один из нас останется с горящим, обращённым к Богу, от него могут воспламениться и другие, передать этот огонёк следующим и следующим. Недаром говорят, что возле сухого полена и сырое горит. Господь сказал Аврааму, что и ради десяти праведников Он не погубит город грешников.
Конечно, мы возгораемся в молитве не сами. Конечно, Господь и Его ангелы терпеливо возжигают наши сердца вновь и вновь. Но я почувствовала в тот день, как важно каждому из нас не гаснуть в своей молитве, не оставлять этот малый труд, не прекращать это малое, но такое важное служение.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
«Летнее утро в деревне»
Стоит мне оказаться в деревне, я сразу вспоминаю, как в детстве мы с мамой каждое лето ходили в лес собирать ягоды. Одно такое утро помню особенно ярко. Я проснулся и некоторое время лежал и пытался понять, что такого особенного было в сегодняшнем дне. Потом вспомнил. Это — первый день каникул.
После завтрака мы с мамой пошли в лес. Солнце стояло невысоко и ещё не припекало, на горизонте ни облачка, в травяных миниатюрных джунглях деловито стрекотали кузнечики. Воздух был наполнен сладкой прохладой воды из родника, по-ночному влажной землёй и чем-то неуловимо свежим, как будто сорвали листик мяты и растёрли в ладонях. А вокруг всё мирное и безмятежное, словно только что вышло из-под резца Создателя. Я закрыл глаза и дышал полной грудью, впитывая благодать каждого мгновения. Господи, как же хорошо у Тебя!
Все выпуски программы Утро в прозе
18 января. О героизме ленинградцев
Сегодня 18 января. В этот день в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда.
О героизме ленинградцев — игумен Лука (Степанов).
Великая духовная сила нашего народа проявилась и в многоскорбные дни блокады Ленинграда. Наш народ, который признал себя православным даже через 20 лет после совершения безбожной революции, переворота Октябрьского. Перепись населения 1937 года с графой «религиозная ориентация» выявила 80% православных в нашем народе. И Великая Отечественная война стала для народа потрясением, в котором православная вера в народе не уничтожена была окончательно, а, напротив, оказалась сохраненной и выпущенной на свободу самими кровавыми властителями.
В год снятия блокады Ленинграда было Сталином принято решение о возобновлении разрешения церковной жизни. Народ, перетерпевший страшные муки голода, холода, физического уничтожения с неба, бомбардировками регулярными в Ленинграде, оказалось чудом беспримерного героизма наших людей, в которых эта инерция православной веры, эта способность выжить в невыносимых условиях, явила всему миру удивительный подвиг. В нашей обители Пронской были расположены дети, вывезенные из блокадного Ленинграда в 40-е годы. Благодаря этому стены обители сохранились до нашего времени и стало возможно возрождение монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 января. О традиции освящения вод и его духовном смысле
Сегодня 18 января. В храмах совершается Чин Великого освящения воды.
О традиции освящения вод и его духовном смысле — протоиерей Максим Первозванский.
С древнейших времен сохранились свидетельства о том, что на праздник Крещения или Богоявления Господня совершалось освящение вод. Совершалось оно и в Палестине, в реке Иордан, совершалось оно и в Константинополе, совершалось оно и у нас на Руси во все века. Христос приходит на Иордан, чтобы принять Крещение от Иоанна. Вот освящается естество в эти дни, и Святая Церковь, естественно, совершает Чин Великого освящения воды. Это один и тот же чин, одни и те же молитвы, совершаемые в Сочельник, в сам день Крещения с той лишь разницей, что в сам день Крещения было принято крестным ходом исходить на воды и освящать воду вне храма. А в день Крещенского Сочельника вода освящалась непосредственно в храме, еще не приизливаясь как бы за пределы освященного пространства. Этой водой мы окропляем свое жилище, эту воду мы пьем. Да будет нам освящение домов и ко всякой пользе изрядной. Там много-много перечисляется всяких вещей, чему вода должна это служить. Но самое главное, что, как говорится в молитве, она должна быть скачущей в жизнь вечную. Это слово «скачущие» иногда в современном мире заменяют на слово «текущее». Но, как говорит один мой знакомый священник, представьте себе горную реку, и на перекате вода перекатываясь, блестит и скачет. Вот именно так в эти дни наша душа вместе со святой водой должна скакать в жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема