
Наталия Лангаммер
Когда я училась на Богословских курсах, впервые услышала, что существуют 3 степени погружения в веру. 3 однокоренных слова:
— Доверие
— Уверенность
— Верность
Моя душа, окутанная восторгом неофитства, закричала: «Господи, я верна! Я хочу быть верной тебе при пытках, как первомученики!» Но я запнулась, когда хотела сказать: «Испытай меня». Все-таки истязание тела пилами или крюками — это больно. Хотя, говорят, Бог поможет, боль уймет.
Шло время. На место первых христианских мучеников я себя уже не пробовала ставить. Кончено, не смогу. Подъем в 6 утра на службу уже был подвигом. И не любила я это состояние утренней сонной немощи. Короче, до верности я явно недотягивала.
Тогда хотя бы «Уверенность». Я же уверена, что Бог есть. Вот только Уверенность требовалась в другом: что Бог слышит молитвы. Начала упражняться в уверенности. То, что Бог по молитвам быстро давал, воспринимала, как данность. А то, что я вымаливала и не получала, подрывало мою уверенность очень сильно.
Тогда я решила, что моя вера достигает лишь первого уровня — просто доверия. И на нем мне понравилось. Бог отвечал мне, как маленькому ребенку. Говорила: Господи, я отдаю всю свою жизнь в Твои Руки, наведи пожалуйста Твой порядок. И начинали происходить самые невероятные события: в нужный момент появлялись друзья и помогали. Меня приглашали в новые проекты. Знакомые в разговорах, как специально, произносил ответы на вопросы, которые я задавала Богу. Причём, несколько человек могли сказать одну и ту же фразу одинаковыми словами. До мурашек. Казалось, что на уровне доверия так здорово и совсем просто.
Но! Важно было не терять бдительность и то самое доверие. Потому что искушения бьют именно туда, где у тебя не стоит защита. И вот тебе страдания. Безо всяких пил и крюков. Только держись.
Так ударило и меня. Словно закрутило в барашках огромной волны и било об камни. Верность, Уверенность, Доверие летели в стороны, как просто слова, просто звуки. Во снах и на яву я способна была повторять только одну единственную короткую фразу: «Господи, помилуй!» Не было сил ни на какие философствования. Лишь «Господи, помилуй!»
Господь утишил бурю. Я поняла, что без Бога — мрачный туман, тьма. И потянулась к Нему как к Спасителю, конечно, доверяя всем существом! Спаси!
И Он вывел на путь. Я четко осознавала главное правило: все сложится истинным образом, если следовать именно этим Евангельским путем: Не бежать на концерт, а остановиться и возиться с упавшим в парке пьяным. Не солгать и выкрутиться, а получить проблемы за правду. Не отгораживаться от обидчика, а попросить прощения.
Кажется, это ломает мои планы? Да! Мои ломает, а Божьи выстраивает. Отец Небесный сделает все так, как лучше для меня и лучше, чем я сама придумала. Господи, доверяю, уверенна. Как хочется стать верной Тебе.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов