
Наталия Лангаммер
Когда я училась на Богословских курсах, впервые услышала, что существуют 3 степени погружения в веру. 3 однокоренных слова:
— Доверие
— Уверенность
— Верность
Моя душа, окутанная восторгом неофитства, закричала: «Господи, я верна! Я хочу быть верной тебе при пытках, как первомученики!» Но я запнулась, когда хотела сказать: «Испытай меня». Все-таки истязание тела пилами или крюками — это больно. Хотя, говорят, Бог поможет, боль уймет.
Шло время. На место первых христианских мучеников я себя уже не пробовала ставить. Кончено, не смогу. Подъем в 6 утра на службу уже был подвигом. И не любила я это состояние утренней сонной немощи. Короче, до верности я явно недотягивала.
Тогда хотя бы «Уверенность». Я же уверена, что Бог есть. Вот только Уверенность требовалась в другом: что Бог слышит молитвы. Начала упражняться в уверенности. То, что Бог по молитвам быстро давал, воспринимала, как данность. А то, что я вымаливала и не получала, подрывало мою уверенность очень сильно.
Тогда я решила, что моя вера достигает лишь первого уровня — просто доверия. И на нем мне понравилось. Бог отвечал мне, как маленькому ребенку. Говорила: Господи, я отдаю всю свою жизнь в Твои Руки, наведи пожалуйста Твой порядок. И начинали происходить самые невероятные события: в нужный момент появлялись друзья и помогали. Меня приглашали в новые проекты. Знакомые в разговорах, как специально, произносил ответы на вопросы, которые я задавала Богу. Причём, несколько человек могли сказать одну и ту же фразу одинаковыми словами. До мурашек. Казалось, что на уровне доверия так здорово и совсем просто.
Но! Важно было не терять бдительность и то самое доверие. Потому что искушения бьют именно туда, где у тебя не стоит защита. И вот тебе страдания. Безо всяких пил и крюков. Только держись.
Так ударило и меня. Словно закрутило в барашках огромной волны и било об камни. Верность, Уверенность, Доверие летели в стороны, как просто слова, просто звуки. Во снах и на яву я способна была повторять только одну единственную короткую фразу: «Господи, помилуй!» Не было сил ни на какие философствования. Лишь «Господи, помилуй!»
Господь утишил бурю. Я поняла, что без Бога — мрачный туман, тьма. И потянулась к Нему как к Спасителю, конечно, доверяя всем существом! Спаси!
И Он вывел на путь. Я четко осознавала главное правило: все сложится истинным образом, если следовать именно этим Евангельским путем: Не бежать на концерт, а остановиться и возиться с упавшим в парке пьяным. Не солгать и выкрутиться, а получить проблемы за правду. Не отгораживаться от обидчика, а попросить прощения.
Кажется, это ломает мои планы? Да! Мои ломает, а Божьи выстраивает. Отец Небесный сделает все так, как лучше для меня и лучше, чем я сама придумала. Господи, доверяю, уверенна. Как хочется стать верной Тебе.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Сэмюэл Кольридж «Поэма о Старом Мореходе» —«Благодарение и славословие Творца»

Фото: Piqsels
В 1798 году была опубликована поэма Сэмюэла Кольриджа «Старый Мореход». Её ключевые темы: покаяние, прощение и возрождение.
Вкратце сюжет поэмы таков. Старый моряк рассказывает историю своей жизни. Однажды его корабль попал в бурю, и внезапно появившийся альбатрос вывел моряков из опасных вод. Матросы полюбили птицу. Но из пустой прихоти главный герой убивает альбатроса. Друзья вначале осуждают его поступок. Но затем, когда поднимается попутный ветер, они хвалят Морехода: «Ты прав был, птицу умертвив». Тем самым, они также становятся повинны в преступлении.
Ветер приводит корабль в поросшее водорослями гибельное место. Друзья, забыв, как недавно хвалили Морехода, вешают ему на шею убитую птицу, забывая, как разделили его грех, и лицемерно сваливая всю вину на него. Постепенно все они погибли от жажды. И вот, когда гибель казалась уже неминуемой для самого Морехода, он случайно выглядывает за борт и видит морских змеек — они изумляют его своей красотой. Он внезапно словно прозревает. Красота Божьего творения выводит его из отчаяния, и Мореход произносит молитву к Творцу, славя Его. В этот момент убитый альбатрос падает с его шеи в море, что символизирует освобождение Морехода от греха.
Старый Мореход возрождается к жизни через благодарение и славословие. «Я стал благословлять, — рассказывает он позже некоему юноше, спешившему к своему другу на свадьбу. — Я в этот миг молиться мог». И в тот же час корабль сдвинулся с места, так Мореход был избавлен от гибели.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Памятник святому праведному князю Александру Невскому (Новгород Великий)
Когда приезжаешь в Великий Новгород, кажется, что в самом воздухе этого древнего города витает имя Александра Невского — народного героя, мудрого князя Новгородской республики, бесстрашного полководца и святого Русской Православной Церкви. Уже на железнодорожном вокзале, точнее — на привокзальной площади, вас встретит бюст Александра Ярославича. А если отправитесь гулять по городу, то наверняка не пройдёте мимо одной из главных достопримечательностей Великого Новгорода — памятника князю Александру Невскому.
Установлен он в туристической зоне — на правом берегу реки Волхов, прямо на набережной, которая, кстати, тоже носит имя Александра Невского. Перед вами засеребрятся купола белокаменной церкви Бориса и Глеба — и тут же, буквально в нескольких метрах от неё, вырастет величественная фигура в развевающемся плаще. Князь одет в кольчугу, но стоит с непокрытой головою — свой воинский шлем он держит в правой руке. Меч висит у него на поясе, а щит он словно прислонил к основанию монумента. Необычное ощущение: скульптура, посвящённая одному из величайших русских военачальников, совсем не выражает воинственность. Скорее — спокойствие, уверенность и одухотворённость. Левая рука Александра Невского опущена и открытой ладонью обращена к смотрящим. Успокаивающим жестом князь как будто говорит: «Не в силе Бог, а в правде. Никакие враги не смогут одолеть».
4-метровый памятник князю Александру Невскому появился на набережной Волхова ещё в советские времена — в 1985-м году. Его открытие состоялось 20 января, в день 41-й годовщины освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Событие стало глубоко символичным — ведь князь, разгромивший в 13-м столетии шведов и ливонских рыцарей, олицетворял борьбу русского народа против иностранной агрессии. Конечно, и в Великую Отечественную войну, и позже, в 1985-м, когда открывался памятник, немногие помнили о том, что князь — не только мужественный защитник Отечества, но и святой. А вот скульптор явно знал об этом. Плащ, развевающийся за спиною князя, очень напоминает крылья... Фигура и лицо Александра Невского, святого защитника Руси, излучают внутренний свет. И хочется долго стоять и всматриваться в каждую деталь этого удивительного памятника.
Все выпуски программы ПроСтранствия
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема







