
— Ну, докладывай, каких высот достигла?
— Да ну, каких высот. Я вот сижу, мучаюсь, не знаю, как на вопрос отвечать.
— А ты не мучайся. Просто в двух словах.
— Ну, если в двух словах... Я — мама!
Это был фрагмент из кинофильма «Однажды двадцать лет спустя». Главную героиню, Надю Круглову, пригласили на телепередачу, посвящённую встрече одноклассников. Но как же трудно придумать, что ответить на главный вопрос программы: чего она достигла за те двадцать лет, что прошли с момента её последнего школьного звонка? Ведь она не стала ни учёным, ни поэтом, как некоторые её школьные товарищи. Она — мама. Мама десятерых детей!
Фильм был снят в 1980 году по сценарию Аркадия Инина. На сюжет сценариста натолкнула статья в «Литературной газете» — открытое письмо женщины, воспитывающей десять детей. Она рассказывала о своей большой семье, о непростой, но счастливой жизни. Письмо поразило и глубоко тронуло Инина. Он написал киносценарий, а воплотить историю на экране взялся режиссёр Юрий Егоров.
Добрая, светлая картина была тепло принята зрителями и кинокритиками, которые отмечали нетривиальный сюжет и остроту затронутой тематики. Так, например, журнал «Советский экран» писал, что фильм без громких слов и нравоучений открывает новые грани прекрасного, традиционного образа женщины-матери. А другое, не менее популярное издание «Искусство кино» отмечало, насколько правдиво и убедительно раскрывается в фильме главная его идея — любовь и семья как важнейшие ценности человеческой жизни.
Интересно, что воплотить столь сложную сверхзадачу создателям картины удалось в лёгком жанре лирической комедии. Фильм «Однажды двадцать лет спустя» режиссёра Юрия Егорова смотрится на одном дыхании, заставляет улыбаться и душевно согревает. Тепло сквозит буквально в каждом кадре, в диалогах героев. И даже в эпизоде, когда Надя горько плачет, жалуясь мужу на усталость, на то, что единственная её мечта — выспаться. Ведь это просто жизнь. Надя выбрала её добровольно, и другой для себя не мыслит. А когда муж, в попытках утешить супругу, предлагает ей больше не рожать детей, она искренне возмущается.
— Я днём и ночью хочу спать. Много-много лет. Я хочу только спать. Ой, я больше не могу...
— Надюш, ну не хочешь, не надо, Надюш. Ну не будет у нас... Ну не будет Машки. Ну, что? Ну не будет.
— Ну как это не будет Машки? Ой, ну ты дурачок!
Надю Круглову в картине талантливо и ярко сыграла Наталья Гундарева. Сценарист фильма Аркадий Инин и режиссёр Юрий Егоров изначально видели в главной роли только эту актрису. И Наталья оправдала их надежды. В её героине столько любви, столько нежности, сердечного тепла, самоотверженности! Сама Гундарева признавалась, что, работая над ролью, хотела, чтобы зрители могли сказать: моя мама так же улыбалась; моя мама так же решала со мной задачки, так же радовалась. И у актрисы это получилось!
Ну, а саму суть не только фильма, но, пожалуй, и вообще жизни в многодетной семье, главная героиня фильма Надя высказала в одном из запоминающихся эпизодов. К многодетным Кругловым приехала делегация из Франции — посмотреть и расспросить, как живёт такая большая и дружная семья.
— Как по-вашему, что нужно делать, чтобы больше детей рождалось?
— Не знаю, мне кажется, что нужно немножко забыть о себе, понимаете? И всё время только думать о них.
И всё-таки большого, любящего сердца Надежды хватает на то, чтобы думать обо всех. О детях, о любимом муже, который во всём её поддерживает. В картине видно, как умело налажен быт в семье Кругловых — старшие дети помогают Наде, и у неё остаётся время на себя и на супруга. И на то, чтобы съездить в Москву, на ту самую телепередачу, где на сложный вопрос у неё вдруг найдётся простой и искренний ответ. Фильм Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя» — это тоже ответ. Радостное «да» большой семье.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема