
Татьяна Любомирская
Несколько лет назад я давала уроки игры на фортепиано в детском центре. Это учреждение предлагало всевозможные кружки и секции для юных жителей района, которые хотели учиться, что называется, «для себя», без профессионального погружения в предмет. И вот в один прекрасный день, когда я вела уроки, ко мне в кабинет вдруг вошел высокий мужчина, держащий за локоть мальчика лет шести. Я вздрогнула. Мужчина вошел без стука и своим видом напоминал тех людей, которых хочется обходить стороной. Вытянувшиеся на коленках спортивные штаны, резиновые шлепанцы на босую ногу (а ведь на дворе стоял октябрь), драная футболка... В противоположность ему ребенок выглядел опрятным, но меня поразил испуг в глазах этого мальчика. Он робко косился на отца, словно не зная, чего от него ждать.
— Это... — проговорил мужчина вместо приветствия. — Парня своего вам привел. Он всё песни какие-то мычит. Вот и пусть чуток позанимается, чтобы девочкам потом петь серенады.
И пришедший грубо захохотал.
Не зная, как реагировать на такую бесцеремонность, я попросила их подождать до конца урока. В ответ мужчина заявил, что оставит мальчика здесь, а сам пока сходит к соседу. Ребенок, вжав голову в плечи, присел на краешек стула в самом дальнем углу комнаты.
Освободившись, я ласково подозвала мальчика. Он сел за фортепиано, сложил руки на коленях и посмотрел на меня глазами маленького взрослого.
— Твой папа сказал, что ты любишь петь. Может, споешь мне какую-нибудь песенку? — Попросила я, желая проверить слух ребенка.
Мальчик кивнул и очень тихо запел какую-то современную песню, идеально интонируя достаточно сложный мотив. Удивившись, я попросила ребенка сделать еще несколько заданий. Он выполнил их безукоризненно.
— Ты знаешь ноты? — Спросила я.
— Нет, — прошептал мальчик.
— Смотри, нот всего семь. Они могут звучать высоко или низко. Вот так они записываются, — я показала ребенку нотный стан в учебнике и объяснила принцип записи нот. Он внимательно слушал мои объяснения, потом неуверенно кивнул.
А дальше... я не верила своим глазам. Мальчик запомнил написание двух октав и мгновенно сыграл по нотам несколько песенок, демонстрируя при этом абсолютно правильную постановку руки. То, что девяносто девять процентов детей отрабатывали несколько месяцев, этот мальчик усвоил за полчаса! К концу нашего занятия он уже улыбался и выглядел гораздо более счастливым и спокойным.
И тут вернулся его отец. Из малыша разом как будто выпустили воздух. Он снова скукожился и опустил голову.
— Ну как тут мой парень? — Широко улыбнулся мужчина.
— Вы знаете, — начала я, — ваш мальчик мне кажется удивительно способным. Вы не думали о том, чтобы записать его в музыкальную школу? Ему необходимо серьезно развивать свой талант!
— Вот еще! Чтобы он всяких там Шопенов играл, действовал нам с матерью на нервы? — Шумно расхохотался мужчина. — Нет, девушка, мы такую музыку не любим. Вы его научите паре песен, и хватит с него. И давайте побыстрее, а то у меня нет лишних денег, чтобы вот так кидать их на ветер.
Обомлев, я смотрела, как этот мужчина уводит своего сына ‒ самого способного ребенка из всех, с кем мне когда-либо приходилось заниматься. Мальчик проучился у меня около двух месяцев, демонстрируя совершенно потрясающие результаты. А потом он перестал ходить. Администрация детского центра сообщила, что отец решил отправить сына на бокс вместо музыки, чтобы, по его собственному выражению, «парень не вырос слюнтяем».
Никогда еще мне не было так жалко расставаться с учеником. Я всё думала про евангельскую притчу о зарытых в землю талантах. Господь дарит нам способности и возможности для их развития, чтобы, овладев мастерством в полной мере, мы могли испытывать непередаваемое счастье ‒ заниматься тем, чем мы любим, во славу Бога и на радость людям. И какая же трагедия, когда человек так и не раскрывает свой талант и проживает как будто не свою жизнь! Я попросила Господа, чтобы отец этого мальчика в своей ослепительной самоуверенности всё-таки смог увидеть, как необходимо его чудесному сыну развить свои способности.
Но потом я задумалась: а сколько раз я сама пресекала в ком-то желание творить? Сколько раз я говорила своим друзьям: «мне кажется, это плохая мысль» или «я считаю, это бесперспективное занятие»? А сколько раз... я предавала саму себя? Я рубила на корню свои самые смелые фантазии и идеи, потому что уже заранее обрекала себя на провал. Почему я не позволяла себе довериться безграничной помощи Господа? Ведь если Он заложил в меня эти способности, то хочет, чтобы я их реализовала!
Слабость веры может уничтожить все данные Господом дары. Сила веры поможет их приумножить. И по вере нашей да будет нам. Всё очень просто.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер