
Татьяна Любомирская
Несколько лет назад я давала уроки игры на фортепиано в детском центре. Это учреждение предлагало всевозможные кружки и секции для юных жителей района, которые хотели учиться, что называется, «для себя», без профессионального погружения в предмет. И вот в один прекрасный день, когда я вела уроки, ко мне в кабинет вдруг вошел высокий мужчина, держащий за локоть мальчика лет шести. Я вздрогнула. Мужчина вошел без стука и своим видом напоминал тех людей, которых хочется обходить стороной. Вытянувшиеся на коленках спортивные штаны, резиновые шлепанцы на босую ногу (а ведь на дворе стоял октябрь), драная футболка... В противоположность ему ребенок выглядел опрятным, но меня поразил испуг в глазах этого мальчика. Он робко косился на отца, словно не зная, чего от него ждать.
— Это... — проговорил мужчина вместо приветствия. — Парня своего вам привел. Он всё песни какие-то мычит. Вот и пусть чуток позанимается, чтобы девочкам потом петь серенады.
И пришедший грубо захохотал.
Не зная, как реагировать на такую бесцеремонность, я попросила их подождать до конца урока. В ответ мужчина заявил, что оставит мальчика здесь, а сам пока сходит к соседу. Ребенок, вжав голову в плечи, присел на краешек стула в самом дальнем углу комнаты.
Освободившись, я ласково подозвала мальчика. Он сел за фортепиано, сложил руки на коленях и посмотрел на меня глазами маленького взрослого.
— Твой папа сказал, что ты любишь петь. Может, споешь мне какую-нибудь песенку? — Попросила я, желая проверить слух ребенка.
Мальчик кивнул и очень тихо запел какую-то современную песню, идеально интонируя достаточно сложный мотив. Удивившись, я попросила ребенка сделать еще несколько заданий. Он выполнил их безукоризненно.
— Ты знаешь ноты? — Спросила я.
— Нет, — прошептал мальчик.
— Смотри, нот всего семь. Они могут звучать высоко или низко. Вот так они записываются, — я показала ребенку нотный стан в учебнике и объяснила принцип записи нот. Он внимательно слушал мои объяснения, потом неуверенно кивнул.
А дальше... я не верила своим глазам. Мальчик запомнил написание двух октав и мгновенно сыграл по нотам несколько песенок, демонстрируя при этом абсолютно правильную постановку руки. То, что девяносто девять процентов детей отрабатывали несколько месяцев, этот мальчик усвоил за полчаса! К концу нашего занятия он уже улыбался и выглядел гораздо более счастливым и спокойным.
И тут вернулся его отец. Из малыша разом как будто выпустили воздух. Он снова скукожился и опустил голову.
— Ну как тут мой парень? — Широко улыбнулся мужчина.
— Вы знаете, — начала я, — ваш мальчик мне кажется удивительно способным. Вы не думали о том, чтобы записать его в музыкальную школу? Ему необходимо серьезно развивать свой талант!
— Вот еще! Чтобы он всяких там Шопенов играл, действовал нам с матерью на нервы? — Шумно расхохотался мужчина. — Нет, девушка, мы такую музыку не любим. Вы его научите паре песен, и хватит с него. И давайте побыстрее, а то у меня нет лишних денег, чтобы вот так кидать их на ветер.
Обомлев, я смотрела, как этот мужчина уводит своего сына ‒ самого способного ребенка из всех, с кем мне когда-либо приходилось заниматься. Мальчик проучился у меня около двух месяцев, демонстрируя совершенно потрясающие результаты. А потом он перестал ходить. Администрация детского центра сообщила, что отец решил отправить сына на бокс вместо музыки, чтобы, по его собственному выражению, «парень не вырос слюнтяем».
Никогда еще мне не было так жалко расставаться с учеником. Я всё думала про евангельскую притчу о зарытых в землю талантах. Господь дарит нам способности и возможности для их развития, чтобы, овладев мастерством в полной мере, мы могли испытывать непередаваемое счастье ‒ заниматься тем, чем мы любим, во славу Бога и на радость людям. И какая же трагедия, когда человек так и не раскрывает свой талант и проживает как будто не свою жизнь! Я попросила Господа, чтобы отец этого мальчика в своей ослепительной самоуверенности всё-таки смог увидеть, как необходимо его чудесному сыну развить свои способности.
Но потом я задумалась: а сколько раз я сама пресекала в ком-то желание творить? Сколько раз я говорила своим друзьям: «мне кажется, это плохая мысль» или «я считаю, это бесперспективное занятие»? А сколько раз... я предавала саму себя? Я рубила на корню свои самые смелые фантазии и идеи, потому что уже заранее обрекала себя на провал. Почему я не позволяла себе довериться безграничной помощи Господа? Ведь если Он заложил в меня эти способности, то хочет, чтобы я их реализовала!
Слабость веры может уничтожить все данные Господом дары. Сила веры поможет их приумножить. И по вере нашей да будет нам. Всё очень просто.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











