
Нина Юркова
Было время, когда я совершенно не чувствовала для себя важность общины в Церкви.
В детстве я все выходные проводила в храме, где служил священником мой папа. Помогала на клиросе, перед двунадесятыми праздниками участвовала в уборке храма. Приход был сельским, все друг друга знали, вместе делили и радость, и горе. Такой была общинная реальность моего детства, которую я в силу возраста никак не осознавала — просто жила так, как жили мои родители.
Когда я стала подростком, мы переехали в город. Мама стала водить меня и сестер в храм, который оказался ближе к дому. Община там была малочисленной и дружной. Но, видимо, мне в тот период было достаточно просто приходить на службу и молиться.
Примерно также дело обстояло и когда я поступила в университет в Москве, переехав из родного Ставрополя. Когда у меня возникала потребность помолиться, исповедаться, или принять Причастие, я могла прийти абсолютно в любой православный храм. И чувствовала себя комфортно среди других, незнакомых мне богомольцев.
Все изменилось несколько лет назад, когда не стало моего папы. Это произошло внезапно. Опыт принятия смерти близкого человека я проживала, находясь рядом с мамой. В течение сорока дней после папиного перехода в Вечность, мы становились по вечерам на совместную молитву, читали Псалтирь, много разговаривали. Параллельно с этим внутри меня шла огромная работа по переосмыслению отношений с Богом и моей церковной жизни.
В какой-то момент пришло осознание, что по возвращении из дома обратно в Москву, мне будет недостаточно просто приходить в храм и приобщаться Таинств. Мне захотелось обрести священника и общину как вторую семью, с которыми я стану разделять радость и всю полноту Таинств.
Я начала об этом молиться, просила Господа направить меня в поисках. Думаю, что моя просьба была услышана, потому что очень быстро по возвращении в Москву, я встретилась с батюшкой, на службы к которому хожу по сей день, и обрела общину, которую с уверенностью могу назвать второй семьей.
Что я поняла за три года общинной жизни? Что совершенно иначе ощущается присутствие на Литургии. Само это слово переводится с греческого как «общее дело», и мне ценно находиться в общении с теми, кто в этом общем деле молитвенно участвует. Важно разделять жизнь в Боге с такими же верующими, как и я. Мне дорого то, что мои личные просьбы о молитве подхватывают десятки уст братьев и сестер во Христе, и просят Бога за меня.
Когда-то давно один известный режиссер на вопрос, в чем смысл жизни, ответил: «Найти своих и успокоиться!» Я своих нашла.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM
18 июля. Об истории Иконы Божией Матери «Домостроительница»

Сегодня 18 июля. Церковь чтит Икону Божией Матери «Домостроительница».
О её истории — священник Захарий Савельев.
Образ Божией Матери Домостроительницы восходит к X веку. Связано это с примером того, как некий инок, некий святой на горе Афон остался один в своей обители, удалился из этой лавры. И, уже странствуя к другому духовному пристанищу, ему на дороге встретилась женщина. Он удивился, потому что на горе Афон, как мы знаем, не бывает женщин.
Но вместо того чтобы задать ей вопрос, она задала ему вопрос: «Куда ты идёшь?» Он удивился и сказал: «Как ты сюда попала? Женщинам здесь нельзя появляться». На это она ответила, что она Пресвятая Богородица и Матерь Господа, которому он служит. Монах начал дознаваться, точно ли перед ним Пресвятая Владычица Богородица, или же это наваждение бесовское. И Божия Матерь совершила чудо.
Но главное, что этот инок вернулся в обитель, и эта обитель прославилась ещё больше. И по сей день это лавра святого Афанасия. Там нет эконома. Там есть подэконом или помощник эконома, потому что сама эта должность как бы занята Пресвятой Богородицей.
Пресвятая Богородица-Домостроительница — Домостроительница нашего спасения, Матерь Господа, ну и самая главная помощница в наших делах, скорбях и сложных обстоятельствах.
Все выпуски программы Актуальная тема