Мой друг и ровесник Филипп закончил юридический факультет МГИМО, потом недолго работал в крупной нефтяной компании, а потом ушел в свой маленький бизнес: организовал бюро переводов. На вопрос «почему?», отвечал:
— Я стал обнаруживать у себя признаки офисной болезни: до обеда хочется есть, после обеда – спать, и такое чувство, что постоянно недоплачивают. А если серьезно, мне надоело заниматься перекладыванием бумажек и писанием электронных писем — и получать деньги за ничего-не-делание. От скуки сводило скулы, я чувствовал, что не занимаюсь ничем осязаемым — в том смысле, что результат моего труда — это некие безликие баррели нефти, добытые где-то там в какой-то скважине. Сейчас я работаю сам на себя, зарабатываю в три раза меньше, но, по крайне мере, чувствую, что постоянно занят своим конкретным делом — потому что «если не я, то кто»? Сколько реально сделал — столько денег и получил. Во всяком случае, совесть не грызет.
…Моя подруга и тоже ровесница Аня закончила МГИМО, потом ВГИК, а потом родила ребенка и ушла работать в благотворительный фонд. Ее звали на телевидение на лучшие деньги, но она отказалась. Потому что не понимала — а ради чего работать? Снять сто рейтинговых программ — и что? Кому от этого станет лучше? А в фонде, по крайней мере, видишь конкретную цель своего труда и его конкретный — почти по-медицински очевидный — результат.
…Мой друг и снова ровесник Артем с отличием закончил философский факультет МГУ. По знакомству его взяли на хорошую должность в крупном рекламном агентстве, где были нужны остроумные и неординарно мыслящие пиар-менеджеры. Он подходил им идеально, был на хорошем счету, но поработал недолго — ушел преподавать в школу. Просто потому что там, по его мнению, можно делать что-то настоящее — нести «разумное, доброе, вечное», как ни банально, честно пользоваться своими знаниями и чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово.
Конечно, я не склонен их идеализировать. Филипп пока не стал по-настоящему успешным предпринимателем. На Аню нет-нет да и накатывает отчаяние по поводу того, что ее художественный талант совсем не востребован. На Артема давит стереотип, будто молодой человек, который работает учителем в школе, — неудачник… Все трое они, само собой, переживают из-за того, что чисто финансово могут позволить себе меньше, чем хотели бы. Однако все они отказались от престижного ради полезного и осмысленного.
Людей, совершивших такой выбор, среди лично моих знакомых — намного больше, чем трое. Все они очень разные. Но по неслучайном совпадению объединяет их одно: вера в Бога. К этому можно как угодно относиться, но такова упрямая реальности лично вокруг меня: все, кто совершил подобный выбор, — люди верующие. Они в разной степени воцерковлены. Среди них есть и активные прихожане, и люди на пороге храма, и те, кто пока лишь интересуется христианской культурной традицией. Но у всех в сердце так или иначе одна и та же доминанта — Православие. А еще — никто из них не был церковным и даже верующим с детства. Все они пришли к вере в юности, как правило, в студенчестве.
Я понимаю, что таких в нашем обществе — вероятно, абсолютное меньшинство. И они — молчаливый ответ тем, кто усердно называет наше поколение потерянным. Скорее, наоборот, это обретенное поколение.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема