
Фото: Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Смутное время — тяжелейший период в истории нашей страны. Тогда решалось будущее России. Её судьба как самостоятельного, суверенного государства, буквально висела на волоске. В русских городах орудовали польские и литовские интервенты. На трон претендовали самозванцы. Чужеземцы мечтали примерить шапку Мономаха. Принято считать, что с восшествием на российский престол первого из Романовых, царя Михаила Фёдоровича, Смутное время, наконец, закончилось. Однако это не совсем так. Ещё долго отголоски Смуты разносились по Руси. Одним из них стала осада и оборона Тихвинского монастыря в 1613-м году.
За несколько лет до этого, в 1609-м, в Москву вступил шведский вспомогательный корпус, чтобы оказать военную поддержку правительству царя Василия Шуйского и помочь ему изгнать из России польско-литовских захватчиков. Шуйский был свергнут с престола предателями. Некоторые из московских бояр присягнули на верность польскому королевичу Владиславу. Швеция же в ту пору вела с Польшей войну, и такой сценарий шведов категорически не устраивал. По правде говоря, у них имелся собственный. Шведы хотели сделать русским царём своего принца Карла Филиппа. Но в 1613-м неожиданно узнали, что на царство был помазан Михаил Фёдорович Романов. Это стало поводом развязать против России активные боевые действия.
Под контролем шведских солдат оказались такие важные города, как Новгород и Тихвин. Однако в Тихвине против шведов восстала городская знать и стрельцы. 25 мая 1613-го, при поддержке подоспевшего из Москвы отряда князя Дмитрия Воейкова, они разгромили шведский гарнизон. Шведы предприняли ответное нападение. Они подожгли город, но не смогли взять неприступные стены Успенского монастыря. А вскоре и вовсе отступили, когда узнали, что вот-вот подоспеет новое подкрепление из Москвы: войско князя Семёна Прозоровского. Отход был недолгим. К шведам тоже пришло подкрепление. Они стянули к стенам не меньше пяти тысяч солдат. Русское войско едва насчитывало тысячу...
Около месяца длилась осада Успенского монастыря. Настоятель, игумен Онуфрий, не раз обходил стены обители с чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери. По свидетельству очевидцев, одному из послушников монастыря по имени Мартиниан Богородица явилась во сне, и сказала, что защитит монастырь от врагов. Так и случилось. Шведские солдаты со всем своим оружием не могли взять в толк, как немногочисленным защитникам монастыря удаётся отбивать штурм за штурмом? Все попытки шведов провести подкопы или взорвать стены обители, не приносили результатов. Зато храбрые ночные вылазки русских давали свои плоды. В конце сентября с большими потерями в живой силе и оружии, шведы отошли от стен обители и покинули окрестности Тихвина.
Война со шведами завершилась в 1617 году. По итогам Столбовского мирного договора Россия получила назад свои земли — Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу и Гдов. Однако лишилась выхода к Балтийскому морю. Впрочем, ненадолго — меньше, чем через сто лет после этих событий Пётр Первый вернул Государству Российскому Балтику. А Тихвинская икона Божьей Матери, перед которой молились защитники Успенского монастыря, стала главной святыней обители.
Все выпуски программы Открываем историю
Алан Александр Милн. «Однажды давным-давно»: «День совершен, свят и безгрешен»

Фото: PxHere
Сегодня вспомним английского писателя и драматурга Алана Александра Милна, того самого, которому мы обязаны Винни-Пухом, Крошкой Ру, Тигрой и всеми-всеми-всеми. Есть у него повесть: «Однажды давным-давно» (не путайте с одноимённым американским сериалом!). Это произведение Милна наводит на мысли о ценности времени.
Действие повести происходит в сказочной стране Евлалии. Её жительница, маленькая девочка Уиггз, однажды совершает поступок, который был воспет поэтами, положен на музыку и стал национальным праздником.
Что же такого великого совершила девочка? Она целый день была хорошей. Ни больше и ни меньше. Встала по первому зову будильника. Умылась, убралась в комнате... и так далее. И так весь день. Ничего особенного Уиггз не предпринимает. Она просто один-единственный день проводит так, как следует его провести.
А мы способны на подобное? Этот вопрос воодушевляет, заряжает здоровым задором — что, даже столь малое мы не в состоянии сделать?! Именно о таком задоре святой Паисий Афонский, подвижник двадцатого века, говорит: «Нам нужен напор, порыв! Не бедолагами быть, а с духовной отвагой воевать с тангалашкой» (так преподобный называл дьявола).
«Всякий шаг, всякое слово, даже движение и взгляд — всё можно обратить в средство ходить в воле Божией», — пишет святитель Феофан Затворник. А ведь тут и кроется ответ на вопрос, с которого мы начали сегодня. Если постараться сделать каждый день достойным — то это станет лучшим способом провести и свой последний день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Как отличить смирение от безволия. Алёна Боголюбова

Был у меня на работе такой случай: я смирилась с лишением премии. Отказалась бороться за треть своей зарплаты. Понимала, что решение несправедливое, но промолчала. Решила, что это произошло по воле Божьей. Так я себе представляла смирение в начале моего воцерковления. Сейчас, конечно, понимаю, что это была ошибка, но тогда... Тогда меня, по духовной неопытности, бросало в крайности, и эта история — показательная.
Сбой, из-за которого я осталась без премии, произошёл в бухгалтерской программе. Но выяснилось это гораздо позже. И то, никто о нём бы не узнал, если бы я не рассказала о своём в кавычках «подвиге» священнику.
— С чего ты взяла, что это смирение? — с досадой реагировал батюшка. — Да разве так смиряются? Это безволие. Ты просто решила плыть по течению.
То есть, отказ разобраться в обстоятельствах я выдала за упование на Бога. И священник резонно указал мне на ошибку в понимании сути Православия. Он будто встряхнул меня словами о том, что Спаситель не призывал людей быть пассивными.
Но как распознать грань между смирением и безволием? Отвечая на этот вопрос, батюшка обратил моё внимание на то, что я не просто так рассказала об этой истории на исповеди.
— У тебя поэтому и нет мира на душе, что ты поступила не по Божьей воле, — сказал он. — Смущение сопровождается сомнениями. Это и есть сигнал, на который нужно обратить внимание. Когда нет уверенности, как поступить, — нужно молиться и выбирать тот путь, где душа будет спокойна.
После разговора со священником я инициировала служебную проверку. В итоге, наши программисты нашли компьютерную ошибку, которая, к слову, могла повториться с другими людьми. Слава Богу, этого не произошло. Мне выплатили премию, и на душе действительно стало спокойно. Не только потому, что это была солидная часть зарплаты, а скорее потому, что в этом чувствовалось правильность происходящего. Будто я делаю всё именно так, как того хочет Господь.
Эта история научила меня нескольким важным вещам: во-первых, то, что я считаю смирением, — не всегда является таковым; во-вторых, смущение на душе — это сигнал, который помогает принять правильное решение; в-третьих — пренебрегать честно заработанными деньгами также плохо, как быть расточительной. На последнее, кстати, мне также указал священник, напомнив слова Амвросия Оптинского о том, что «безрассудно быть пристрастным к деньгам, и нерассудно пренебрегать ими».
Я поняла, что Бог не хотел лишать меня премии или проверять мою готовность смиряться. Он показал, что смирение — это сила. А плыть по течение — безволие, то есть слабость. И мы, во что бы то ни стало, должны рассуждать и действовать, чтобы сохранить мир в душе. Божий мир.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
13 октября. О подаянии

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».
О подаянии — игумен Лука Степанов.
Когда говорит Господь о подаянии всякому нуждающемуся, то речь идёт прежде всего о дневном пропитании. Речь не идёт о пожизненном снабжении всякого, кто сказал: «Ну, теперь ты будешь меня кормить». Такого порядка не было заведено ни в монастырях, ни в апостольском собрании.
Напротив, мы знаем слово апостола Петра: «Кто не работает, да не ест в ваших сообществах, но всякому нуждающемуся или голодному поддержать его жизненные силы необходимо тогда, когда у тебя есть эта возможность». Ну, а про практическое исполнение слов о нетребовании назад одолженного скажу следующее: необходимо давать в долг столько, сколько ты не пожалеешь потерять. И сам этой практикой пользуюсь по жизни, когда кто-либо обращается с тревожной и напряжённой просьбой: «Вот мне нужно 40 тысяч, а я обязательно отдам, когда будет у меня, и очень скоро появится эта возможность».
Ни за кем же священник не станет ходить: «Верни мне, верни, что обещал». Поэтому с лёгким сердцем отдаёшь столько, сколько тебе не жалко потерять, со словами: «Вот вам во славу Божию, если это сейчас, возможно, для меня такая милостыня, а уж о возвращении особенно не беспокойтесь».
И тогда вы всё-таки исполняете по мере сил своих и просьбу того, кто за займом к вам обращается, но, при этом предоставляя этот посильный займ, оставляете сердце своё свободным и не будете преследовать этого человека за невозвращённые вовремя деньги.
Все выпуски программы Актуальная тема