Обетованная земля – то есть, обещанная, долгожданная. Так Бог назвал страну, в которую вывел евреев из четырехсотлетнего египетского плена. Эти же самые слова из Библии мы, незаметно для самих себя, давно и часто употребляем в обиходной речи - когда хотим сказать о чём-то, чего всей душою хотим достичь; о месте, где легко и радостно; о счастье. Может быть, поэтому именно так – «Обетованная земля» - в издательстве «Артос-медиа» решили назвать сборник рассказов русских писателей.
Иван Бунин, Надежда Тэффи, Александр Куприн, Всеволод Гаршин и ещё два десятка известных и не очень имён. Глазам читателя есть, от чего разбежаться! Книгу открываешь в томительном предвкушении соприкосновения с прекрасной русской прозой конца девятнадцатого - начала двадцатого веков, которая имеет свою, ни с чем не сравнимую атмосферу и колорит.
Но даже несмотря на то, что большинство из этих рассказов писались много лет тому назад, современному читателю они будут близки и понятны. Ведь речь в них идёт о том, что вечно, что всегда было и будет рядом с человеком: о любви, радости, надежде, вере, сострадании. И, конечно, – о счастье, которого все так ждут и которое почти всегда приходит нежданно-негаданно.
Так пришло оно к герою рассказа Владимира Набокова «Рождество» - человеку, по фамилии Слепцов, отцу, потрясённому горем – потерей единственного сына. Под самый сочельник мужчина приезжает в семейный загородный дом, где всё напоминает ему о мальчике. Мужчине кажется, нет выхода из этого мрака скорби, что жить больше незачем, и даже ёлка, которую слуга ставит в зале, уже не имеет никакого смысла. А потом он вдруг обнаруживает в ящике стола коробку с завёрнутой в кокон гусеницей, которую его сын нашёл летом и всё ждал, когда из неё покажется бабочка. И вот, холодной зимой, в Рождественскую ночь, прямо в руках у Слепцова на свет появляется чудесное большекрылое создание. И что-то оживает в душе мужчины, безнадёжность отступает и появляется лучик надежды. Искусный мастер Набоков сделал так, что даже открытый финал рассказа не оставляет в этом никаких сомнений.
Лёгкой и светлой грустью подёрнут рассказ Ивана Новикова о первой любви под названием «Троицкая кукушка». Не сбывшееся, почти не высказанное, и от этого ставшее ещё прекраснее, юное чувство шестнадцатилетней Лизы и молодого офицера, сына её соседей по даче, оставляют в душе читателя задумчивый трепет. А читая трогательный, добрый рассказ Бориса Ширяева «Утешительный поп» о священнике Никодиме, не сломавшемся в Соловецком лагере и вселявшем веру и надежду в сердца других заключённых, читатель, может быть, даже украдкой смахнёт слезу. И вслед за героями рассказов русских писателей из сборника всей душой устремится туда, где свет и радость, покой и счастье – Обетованная земля.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема