Обетованная земля – то есть, обещанная, долгожданная. Так Бог назвал страну, в которую вывел евреев из четырехсотлетнего египетского плена. Эти же самые слова из Библии мы, незаметно для самих себя, давно и часто употребляем в обиходной речи - когда хотим сказать о чём-то, чего всей душою хотим достичь; о месте, где легко и радостно; о счастье. Может быть, поэтому именно так – «Обетованная земля» - в издательстве «Артос-медиа» решили назвать сборник рассказов русских писателей.
Иван Бунин, Надежда Тэффи, Александр Куприн, Всеволод Гаршин и ещё два десятка известных и не очень имён. Глазам читателя есть, от чего разбежаться! Книгу открываешь в томительном предвкушении соприкосновения с прекрасной русской прозой конца девятнадцатого - начала двадцатого веков, которая имеет свою, ни с чем не сравнимую атмосферу и колорит.
Но даже несмотря на то, что большинство из этих рассказов писались много лет тому назад, современному читателю они будут близки и понятны. Ведь речь в них идёт о том, что вечно, что всегда было и будет рядом с человеком: о любви, радости, надежде, вере, сострадании. И, конечно, – о счастье, которого все так ждут и которое почти всегда приходит нежданно-негаданно.
Так пришло оно к герою рассказа Владимира Набокова «Рождество» - человеку, по фамилии Слепцов, отцу, потрясённому горем – потерей единственного сына. Под самый сочельник мужчина приезжает в семейный загородный дом, где всё напоминает ему о мальчике. Мужчине кажется, нет выхода из этого мрака скорби, что жить больше незачем, и даже ёлка, которую слуга ставит в зале, уже не имеет никакого смысла. А потом он вдруг обнаруживает в ящике стола коробку с завёрнутой в кокон гусеницей, которую его сын нашёл летом и всё ждал, когда из неё покажется бабочка. И вот, холодной зимой, в Рождественскую ночь, прямо в руках у Слепцова на свет появляется чудесное большекрылое создание. И что-то оживает в душе мужчины, безнадёжность отступает и появляется лучик надежды. Искусный мастер Набоков сделал так, что даже открытый финал рассказа не оставляет в этом никаких сомнений.
Лёгкой и светлой грустью подёрнут рассказ Ивана Новикова о первой любви под названием «Троицкая кукушка». Не сбывшееся, почти не высказанное, и от этого ставшее ещё прекраснее, юное чувство шестнадцатилетней Лизы и молодого офицера, сына её соседей по даче, оставляют в душе читателя задумчивый трепет. А читая трогательный, добрый рассказ Бориса Ширяева «Утешительный поп» о священнике Никодиме, не сломавшемся в Соловецком лагере и вселявшем веру и надежду в сердца других заключённых, читатель, может быть, даже украдкой смахнёт слезу. И вслед за героями рассказов русских писателей из сборника всей душой устремится туда, где свет и радость, покой и счастье – Обетованная земля.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.