
Жила-была в одной деревне девушка по имени Иванка. Волосы у неё — как золотые пшеничные колосья, щёки — словно маков цвет.
Парни из всей округи мечтали заполучить красавицу Иванку в жёны, да она — ни в какую. Хочу, говорит, выйти замуж только за городского, не хочу больше деревенщиной быть.
Деревня Иванки была всего в нескольких часах езды от небольшого города, где жил её двоюродный дядюшка — Гаврил-каменщик.
К нему-то девушка и отправилась погостить. То есть, Иванка всем сказала, будто едет в гости, а сама решила найти себе в городе жениха.
В день приезда Иванка вышла в дядюшкин сад. Тут-то и заприметил прибывшую невесть откуда красивую девушку Богдан — молодой сосед Гаврилы — каменщика.
И трёх дней не прошло, как молодые люди познакомились, и отправились вместе гулять по городу.
— Дядюшка, ты только не говори ему, что я из деревни, — попросила Иванка.
— Так ведь он всё равно узнает, — удивился дядя.
— Не узнает! Я придумала, что надо делать, — сказала Иванка и выпорхнула на свидание.
Весь день гуляли молодые люди по городу, и дошли до самой окраины, где начинались поля и стояла деревня.
— Какие дружные в этом году всходы пшеницы! — сказал Богдан, показывая на зеленеющее поле.
— Где? Пшеница — это то, из чего делают лепёшки? В первый раз вижу, как она растёт, — сделала большие глаза Иванка.
Пошли они дальше и зашли в деревню.
— Интересно, что это? — как бы недоумевая, спросила Иванка, показывая на плуг и борону.
— Приспособления, чтобы пахать землю, — ответил Богдан.
С тех пор всякий раз Иванка делала изумлённое лицо, когда речь шла о деревенской жизни, а Богдан терпеливо объяснял ей, для чего нужны коса или лопата.
Как-то во время очередной прогулки Иванка засмотрелась на голубое небо и наступила на лежащие посреди дороги грабли.
Грабли больно ударили девушку прямо в лоб.
— И кто здесь грабли бросил? — топнула ногой красавица, и вдруг поняла, что выдала себя.
От стыда она закрыла лицо руками и прошептала: «Всё, я пропала!»
А Богдан Обнял её и сказал ласково:
— Я ведь сразу понял, что ты не из города, простая душа. Всякий раз, задавая вопрос о деревенской жизни, ты заливалась краской стыда до корней волос, и мне не хотелось лишний раз тебя смущать. Завтра я собираюсь к тебе в деревню просить твоей руки. Ты ведь согласна стать моей женой?
Свадьбу молодые сыграли в родной деревне Иванки. Три дня и три ночи пели и плясали друзья и родные жениха и невесты, и городские, и деревенские — все вместе.
(по мотивам болгарской народной сказки)
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер