Жила-была в одной деревне девушка по имени Иванка. Волосы у неё — как золотые пшеничные колосья, щёки — словно маков цвет.
Парни из всей округи мечтали заполучить красавицу Иванку в жёны, да она — ни в какую. Хочу, говорит, выйти замуж только за городского, не хочу больше деревенщиной быть.
Деревня Иванки была всего в нескольких часах езды от небольшого города, где жил её двоюродный дядюшка — Гаврил-каменщик.
К нему-то девушка и отправилась погостить. То есть, Иванка всем сказала, будто едет в гости, а сама решила найти себе в городе жениха.
В день приезда Иванка вышла в дядюшкин сад. Тут-то и заприметил прибывшую невесть откуда красивую девушку Богдан — молодой сосед Гаврилы — каменщика.
И трёх дней не прошло, как молодые люди познакомились, и отправились вместе гулять по городу.
— Дядюшка, ты только не говори ему, что я из деревни, — попросила Иванка.
— Так ведь он всё равно узнает, — удивился дядя.
— Не узнает! Я придумала, что надо делать, — сказала Иванка и выпорхнула на свидание.
Весь день гуляли молодые люди по городу, и дошли до самой окраины, где начинались поля и стояла деревня.
— Какие дружные в этом году всходы пшеницы! — сказал Богдан, показывая на зеленеющее поле.
— Где? Пшеница — это то, из чего делают лепёшки? В первый раз вижу, как она растёт, — сделала большие глаза Иванка.
Пошли они дальше и зашли в деревню.
— Интересно, что это? — как бы недоумевая, спросила Иванка, показывая на плуг и борону.
— Приспособления, чтобы пахать землю, — ответил Богдан.
С тех пор всякий раз Иванка делала изумлённое лицо, когда речь шла о деревенской жизни, а Богдан терпеливо объяснял ей, для чего нужны коса или лопата.
Как-то во время очередной прогулки Иванка засмотрелась на голубое небо и наступила на лежащие посреди дороги грабли.
Грабли больно ударили девушку прямо в лоб.
— И кто здесь грабли бросил? — топнула ногой красавица, и вдруг поняла, что выдала себя.
От стыда она закрыла лицо руками и прошептала: «Всё, я пропала!»
А Богдан Обнял её и сказал ласково:
— Я ведь сразу понял, что ты не из города, простая душа. Всякий раз, задавая вопрос о деревенской жизни, ты заливалась краской стыда до корней волос, и мне не хотелось лишний раз тебя смущать. Завтра я собираюсь к тебе в деревню просить твоей руки. Ты ведь согласна стать моей женой?
Свадьбу молодые сыграли в родной деревне Иванки. Три дня и три ночи пели и плясали друзья и родные жениха и невесты, и городские, и деревенские — все вместе.
(по мотивам болгарской народной сказки)
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







