Чтобы не оказаться в неловкой ситуации, нужно поменьше больших порывов. Не нужно вынашивать мечту о поездке на Крайний Север для спасения погибающих оленеводческих посёлков. Не нужно стремиться помогать там, где вы совсем не компетентны. Стоит осмотреться вокруг себя — и найдётся масса точек для приложения усилий, лишь бы не сгореть раньше времени.
Нередко люди, привыкшие каждую неделю быть в храме, исповедоваться и причащаться, привыкшие к молитве, жалуются, что не могут быть полезными на своём приходе.
Обязательно ли учиться на певчего или искать волонтёрские социальные группы, или возможно послужить Богу и людям в рамках своей профессиональной компетенции?
Служение ближним многопланово. Допустим, регент пришёл работать в какой-нибудь приходской храм, а нот там нет, поют по слуху. Он организует спевки, достает нужные книги и ноты, делает ксерокопии, что-то переписывает от руки. Его никто об этом не просит, ему не приказывают и не указывают. Эту дополнительную работу не оплачивают — он её делает ночами, уделяет своё личное время. И постепенно составляет нотную библиотеку для клироса. А хор через какое-то время повышает качество пения. С чем мы встречаемся? Служит или не служит человек в данном случае? Служит. Похожее может встречаться в другой сфере деятельности. Так что служение есть везде, но его мало, и оно не стоит в ряду приоритетов в нашем обществе. И до тех пор, пока это нас мало интересует, мы не задействуем имеющийся потенциал.
Не нужно далеко ходить, стоит прислушаться к себе. Именно то, чем мы занимаемся в жизни профессионально, и приносит социальную пользу. Допустим, человек — врач или хороший слесарь. Скорее всего, он будет помогать окружающим именно как врач или слесарь, и это будет его служением. Не нужно что-то особенное выдумывать, если человек обладает профессиональным навыком, имеет опыт, нужный множеству людей.
Чем хорошо служение, связанное с основной профессией? Когда человек, будучи слесарем, во славу Божию слесарничает, всё-таки меньше риск внутренне перегореть. Если же он с работы бежит, например, на волонтёрскую службу и ночью дежурит у постели больного (потому что он горяч и хочет жить полнотой христианской жизни), то мы рискуем со временем увидеть сгорание человека, его «поломку» из-за перенапряжения. Здесь нужно рассуждение. Надо понять, кто и что может делать, каковы возможности и пределы. До служения дорасти надо.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 200 зач., I, 11-19.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который пережил встречу с Богом, знает, что расстаться с некоторыми грехами бывает очень непросто. Дело не только в изменении жизни, что само по себе действительно трудно, речь о припоминании прошлых грехов, о некотором ощущении вины, возникающем уже после покаяния... И, конечно, у всякого, кто сталкивался с подобными переживаниями, возникают вопросы: что делать с этими воспоминаниями? Как быть христианином, когда ощущение вины не оставляет? Прикровенные ответы на эти вопросы, звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Любой священник, прослуживший несколько лет в священном сане и принимающий исповедь, сталкивался с тем, что люди исповедуют грехи, в которых уже покаялись. Одни снова и снова рассказывают о делах давно минувших дней, потому что им кажется, что Бог пока не простил их. Другие поступают так, потому что чувство вины гложет их и не даёт спокойно жить. Причём зачастую, и те, и другие уже давно изменили жизнь и никогда больше не повторяли и не повторят грех, который их беспокоит. Однако память берёт своё и люди снова и снова говорят о том, что давно в прошлом.
Любой человек, который знаком со Священным Писанием и историей древней Церкви, знает о роли апостола Павла в деле распространения Евангелия среди язычников. В то же время, в сегодняшнем чтении мы слышим, что и апостол Павел периодически вспоминает прежние грехи, ведь он гнал и опустошал Церковь Божию, будучи неумеренным ревнителем иудейских преданий. Как явно следует из его слов, он не скрывал ничего из своего прошлого.
Однако важны не сами воспоминания, существование которых в большей степени зависит от функций нашей памяти. Дело совсем не в том, о чём мы помним и чего не помним, но в том, что мы с этими воспоминаниями делаем, как себя по отношению к ним позиционируем. В конце концов наш мозг — не персональный компьютер, с которого можно безвозвратно удалить тот или иной файл. Мы бы очень хотели забыть некоторые вещи, мы уже изменились, мы другие, а воспоминания будто бы говорят: вы всё те же.
Что же делает с воспоминаниями апостол Павел? При необходимости он не боится о них говорить, но не сомневается ни в Божией любви, ни в том, что его вина прощена. Если он и вспоминает о них, то лишь для того, чтобы подчеркнуть: его покаяние и исправление жизни привели к тому, что Бог призвал его Своей благодатью и открыл через него возможность проповеди Христа. В его жизни были грехи, но действием благодати от них осталась лишь память. Он верен Богу и знает, что все подобные дела в прошлом и говорить о них стоит лишь в контексте того духовного преображения, которое каждому из нас в свою меру Господь подаёт, если мы так же искренне, как апостол, стремимся следовать Его воле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ева прошла лечение и выздоровела! Сегодня помощи ждут другие дети
Сегодня 6-летняя Ева из города Кемерово ходит в школу, с большим удовольствием занимается бальными танцами и в будущем подумывает стать дизайнером одежды. А несколько лет назад жизнь этой энергичной и яркой девочки была под угрозой. Ева перенесла тяжёлую онкологическую болезнь. В 2 года у неё обнаружили опухоль в брюшной полости. Ребёнку требовалось срочное дорогостоящее лечение и операция. Родители Матвей и Яна пытались в короткие сроки собрать всю необходимую сумму. Тогда на помощь им пришли десятки отзывчивых людей и кемеровский фонд «Счастье детям». В том числе с поддержкой фонда удалось собрать 32 000 000 рублей.
Вот уже 3 года Ева находится в стойкой ремиссии, это значит, что болезнь отступила. Ребёнок живёт активно и о сложном лечении напоминает только отсутствие некоторых прядей волос на голове. Но Ева не смущается, она общительная и уверенная девочка — собирает вокруг себя детей, организует разные игры. А на вопросы одноклассников о том, почему у неё не так много волос на голове, отшучивается, что неудачно играла в парикмахера.
Ева — одна из многих подопечных фонда «Счастье детям». С 2013 года он поддерживает ребят из Кемеровской области и не только — оплачивает лечение, операции и реабилитации. За время его работы помощь получили более трёхсот подопечных. Подробнее узнать о фонде и прочитать истории тех, кто прямо сейчас нуждается в поддержке, вы можете на сайте: счастьедетям.рф
Присоединяйтесь к добрым делам и пусть счастливых историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«20-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Гал., I, 11-19) и Евангельского (Лк., VIII, 26-39) чтений в 20-е воскресенье по Пятидесятнице, об обновлении (освящении) храма великомученика Георгия в Лидде, о днях памяти преподобномученицы Анастасии Римляныни, священномученика протоиерея Иоанна Царскосельского, священномучеников Константина и Анании пресвитеров, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских.
Все выпуски программы Седмица