
Литургия — главное богослужение Православной Церкви, во время которого совершается таинство Святой Евхаристии — хлеб и вино по молитве Церкви и через схождение Святого Духа становятся Телом и Кровью Христовыми. В настоящее время, по большей части, совершаются Литургии двух типов. Почти каждый день служится Литургия святителя Иоанна Златоуста. И десять раз в году совершается Литургия святителя Василия Великого — в частности, накануне праздников Рождества и Крещения Христова, в воскресные дни Великого поста. Василий Великий и Иоанн Златоуст — знаменитые богословы древности. Они написали и отредактировали песнопения Литургии, сделали её образцом молитвенного обращения к Богу. Впоследствии церковные поэты дополнили их труд. Они включили в состав Литургии новые песнопения, которые подчёркивают единство небесной и земной Церкви. Одно из таких молитвословий появилось в восьмом веке и называется по первым словам «О тебе радуется, Благодатная». О содержании песнопения рассказывает священник Антоний Борисов.
Молитвословие «О тебе радуется, Благодатная» было написано одним из самых ярких церковных поэтов — святым Иоанном Дамаскиным. Святой Иоанн родился в седьмом веке и вырос на территории Персидской империи, но по национальности был греком и писал молитвословия на греческом языке. Однажды им было составлено песнопение в честь Божией Матери:
«О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: Ангельский сонм и человеческий род. Ты — освящённый храм и рай духовный, слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал — прежде всех веков Существующий Бог наш. Ибо недра Твои Он в престол обратил и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе!»
Песнопение, составленное Иоанном Дамаскиным, звучит в наши дни в ходе почти каждой Литургии Василия Великого. «О Тебе радуется, Благодатная» исполняется сразу после благословения священником хлеба и вина — момента, когда они становятся Телом и Кровью Христовыми.
Молитвословие «О тебе радуется, Благодатная» было включено в состав Литургии Василия Великого не сразу. Первоначально оно звучало только на вечернем богослужении, совершаемом накануне воскресенья. Впоследствии Церковь решила, что песнопение Иоанна Дамаскина как нельзя лучше передает значение подвига Богородицы — благодаря Деве Марии в наш мир пришел Спаситель. Она вырастила Христа, заботилась о Нём и помогала Ему в служении. Богоматерь явила людям пример того, какой святости может достичь человек. Давайте послушаем песнопение «О тебе радуется, Благодатная» в исполнении мужского хора Института певческой культуры.
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема