
Фото: Piqsels
Троице-Сергиева Лавра — одно из самых дорогих для меня мест на земле. Как и для многих, я думаю. Там, в глубине Троицкого собора, в серебряной раке, украшенной цветами и резными лампадами, находятся честные мощи преподобного Сергия Радонежского — святого подвижника, чудотворца и основателя Троицкой обители.
Однажды мне довелось услышать, как в Троицком соборе несколько монахов пели молитву. Слова её, обращённые к Богородице, надолго остались в сердце. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. По-русски оно звучит так: «О сладкого Твоего голоса,/ Мати Христа моего,/ о чудной любви и Твоего посещения, Владычица,/ о неизречённого Твоего обещания о пребывании с нами». На-церковнославянском языке песнопение звучит так: «О сла́дкаго Твоего́ гла́са,/ Ма́ти Христа́ моего́,/ о чу́дныя любве́ и Твоего́ посеще́ния, Влады́чице,/ о неизрече́ннаго Твоего́ обеща́ния,/ е́же с на́ми пребыва́ния».
Давайте послушаем это песнопение:
Это молитвословие исполняется в храмах в дни памяти преподобного. Возвышенные слова молитвы отсылают нас к одной из страниц жития Сергия Радонежского, когда ему явилась сама Пресвятая Дева. Однажды глубокой ночью преподобный Сергий читал акафист, то есть молитвенный гимн, посвящённый Пресвятой Богородице. Внезапно, как сказано в житии святого, «его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизречённой славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя... Отныне всем будет изобиловать твоя пустынь, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступна буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах"».
Древняя обитель и вправду процветает. Это и драгоценный духовный источник, и сокровище с культурной и исторической точек зрения... В лавру приезжают паломники не только со всей России, но и из других стран. А мне повезло жить неподалёку от монастыря — всего в тридцати минутах езды на автомобиле. Иногда приезжаю сюда с семьёй. Иногда одна. В будни, когда в лавре немноголюдно, — особенно благодатно. Какая радость помолиться здесь в тишине.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение «О сладкого Твоего гласа» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







