
Один случай помог мне осознать, как важно и как хочется от греха отделиться, а с добродетелью слиться.
Моему сыну было почти семь лет. И я решила спросить, знает ли он, что такое исповедь?
Он сказал: «Да, это когда говорят о своих грехах».
— И каются в них — добавила я, — А у тебя есть грехи? — поинтересовалась совершенно искренне, мне было важно услышать его мнение.
— Конечно! — ответил ребенок.
— А когда ты на исповедь думаешь пойти? — Мне хотелось понять, пора ли его приводить к этому таинству. Ведь это так индивидуально: каждый ребёнок в своём возрасте начинает осознавать греховность.
— Когда будет день рождения, я пойду на исповедь, — твёрдо ответил мальчик.
Ему как раз скоро должно было исполниться семь лет. И теперь я мысленно готовилась не только ко дню рождения, но и к тому, что скоро сын пойдёт на первую исповедь.
Он очень подвижный, инициативный ребенок. Всё время придумывает что-то интересное, чем можно занять себя и окружающих. И каждый день с ним не похож на предыдущий.
Много в доме неожиданностей, когда есть маленькие дети! Всё не спланируешь, всё не предугадаешь. То разбитую тарелку заметаешь в совок после завтрака: малыши хотели сами посуду помыть. То лужу на полу вытираешь, потому что дети решили устроить бассейн для кукол и принесли таз воды в комнату.
Тут всё понятно. Тут нет греха. Но однажды один из детей совершил греховный поступок. Все ребята у нас знали, что брать чужое нельзя, не попросив! Знали с самых ранних лет: взять чужое — значит, украсть.
И вдруг у меня пропадают красивые часы. Они были хрупкие, и я не разрешала брать их с моего стола.
Спрашиваю детей: не забрал ли кто часы для игры? Все отрицают. Но больше в доме взять некому. И я спрашиваю снова: «Может быть, всё-таки кто-то из вас взял?»
И тогда сын говорит мне:
— Мама, это я случайно взял без спроса.
Я очень похвалила ребенка за честность, обсудила с ним в очередной раз, как важно не трогать чужие вещи. А если уж очень хочется, то обязательно надо спросить. Сын понял. Он сказал, что не хочет быть плохим. И пошел дальше играть. А я стала размышлять над этим эпизодом.
Меня особенно заинтересовала формулировка: «случайно взял без спроса». Это было не случайно. Конечно, сначала он увидел вещь, она его заинтересовала, привлекла внимание, появилось желание ею обладать. Возможно, малыш не раз прошёл возле этих часов, борясь с искушением взять. И, наконец, не удержался. То есть, взял вполне осознанно.
И одновременно он осознавал, что это плохо. Что он не хочет этого поступка совершать. Ему хотелось отделиться от греха. Как бы сказать, вот — я, но я случайно, я не есть этот грех, я хочу быть лучше!
Я приняла признание сына, отозвавшись на него всем сердцем, как только могла.
Когда наступил день рождения сына, он, как и обещал, впервые пошёл на исповедь. Искренне покаявшись, отделился от своего греха, очистился от него, обновился. Смог начать созидать своё я с нового листа.
Какое же счастье, что Бог дал нам возможность этого разделения: вот мой грех, а вот — я, и я не един с ним на всю оставшуюся жизнь. Прости и отпусти, Господи, я хочу идти дальше, без этого греха! И я буду стараться с Божией помощью.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
6 сентября. О духовных дарованиях преподобного Аристоклия (Амвросиева)

Сегодня 6 сентября. День памяти преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского, отошедшего ко Господу в 1918 году.
О его духовных дарованиях — священник Августин Соколовски.
Родившись в Оренбурге, святой Аристоклий провёл бо́льшую часть своей подвижнической жизни на Афоне. Но именно Москва стала тем местом, где по неисповедимому замыслу Божьему ему было суждено принести людям величайшее благо в служении.
Воспоминания современников свидетельствуют о даре духовного совета и старчества, которыми обладал святой, о силе его молитвы, которая однажды вернула зрение слепому. Старец словно разминулся во времени и пространстве с другими праведниками той эпохи. Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский были старше его, а Патриарх Тихон и даже Силуан Афонский — моложе.
Господь очевидно хранил святого Аристоклия на протяжении всей его жизни. В конце XIX века он был настоятелем русского афонского подворья в Москве, но затем был отозван. Таким образом, первая русская революция 1905 года не коснулась его, он оставался на Афоне.
Затем, буквально накануне споров о почитании имени Иисуса на Святой горе, Аристоклий был возвращён в Москву. Так он избежал драматических событий, разразившихся накануне Первой мировой войны, которые привели к массовому изгнанию русских монахов с Афона.
Наконец, вскоре после захвата власти в России большевиками, Господь призвал Аристоклия к себе. Буквально накануне разорения афонского подворья верующие настояли на погребении старца на Даниловском кладбище. Так промыслительно мощи его словно специально сохранялись для будущего прославления.
Господь сохранял Своего угодника, чтобы тот мог хранить и оберегать других. Святой Аристоклий — икона благотворного дара Духовного Совета и делания добра в смиренной тишине вопреки бурям всяческих перемен.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. Об образе русской армии в трудах Александра Михайловского-Данилевского

Сегодня 6 сентября. В этот день в 1790 году родился русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Об образе русской армии в его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Иванович Михайловский-Данилевский — блестящий писатель с собственным литературным стилем, военный историк. Он оставил нам одно из самых выразительных, красочных и искренних описаний вступления русской армии-победительницы в Париж. Армии, возглавляемой монархом Александром Благословенным.
До сих пор ходят легенды о том, как русская армия, чинная в победоносном блеске, без малейших посигновений на мародерство, варварство, вошла в Париж, город своей мечты, произведя неотразимое впечатление на тамошних жителей. Не было разбито ни одной витрины. Государь-император призвал армию забыть все зверства, чинимые жестоким неприятелем в России, и явить то великодушие, благородство, которое к лицу воинам-христианам.
Александр Михайловский-Данилевский описывает общий восторг жителей, толпившихся на дорогах, на балконах, теснящих друг друга, лишь бы увидеть монарха России.
Мы благодарны Александру Михайловскому-Данилевскому за эти удивительные страницы, прикоснуться к которым может каждый из наших слушателей, если раскроет для себя этот живописный отчёт о кампании 1812–1814 годов.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема