
Ирина Собыленская
Недавно в книге одного священника прочитала интересную мысль: если записать на бумаге все свои грехи и примерно разделить их на годы и месяцы оставшейся жизни, окажется, что в год надо напрочь оставлять хотя бы по одному греху за пост, чтобы до смерти успеть расстаться со всем списком. Конечно, никто не знает, сколько ему отмерено жить, но давайте надеяться на лучшее.
Шла подготовительная неделя перед Великим постом. И я решила воспользоваться случаем — выбрать, с каким грехом попрощаться в этот раз. Думаете, это очень просто — выбрать всего лишь один грех? Как бы не так! С удивлением я обнаружила, что настолько сроднилась со своими грехами, что мне трудно вычеркнуть даже один. Представить сложно, что нужно попрощаться не на период поста, а навсегда: с осуждением, чревоугодием, гордостью или тщеславием... Получается, что я не просто не могу, а я не хочу расставаться с грехами. Вот причина того, что на Исповедь каждый раз прихожу с одним и тем же списком грехов.
Святые отцы писали, что одна из причин нашего снисходительного отношения к грехам — в том, что мы, люди, разучились отличать добро от зла. В течение жизни мы постоянно сталкиваемся с этими двумя понятиями, но граница между ними становится все более размытой. С разных сторон мы слышим оправдания злу: «живи как хочется, пользуйся всем, чем можно, лови радости и удовольствия».
Святитель Иннокентий Херсонский называл это «вкусом душевным». Человек создан для блаженства, и по природе своей неудержимо и постоянно стремится к нему. Когда «вкус душевный» чистый и здравый, все доброе кажется нам приятным, добродетель привлекает, а порочное — становится горьким и отталкивает. Когда чувственное тело берет верх над душой, когда оправдания плохих поступков заглушают нашу совесть, то и «вкус душевный» портится. Тогда порок кажется сладким, а добродетель, наоборот, горькой. Человек, жаждущий блаженства, устремляется к пороку вместо добродетели.
Опасность греха в том, что он открывает нам только обольстительную сторону, а сторону вредоносную и пагубную всегда скрывает, как будто ее не существует. Если бы мы могли видеть последствия греха для души, то вся наша жизнь превратилась бы в оплакивание того, чего мы лишились. Но лишь Бог знает и видит, что сделал, делает и может сделать с нами грех.
Как поется в воскресном каноне: «Едине ведый человеческого существа немощь!». Поэтому не стоит надеяться, что мы самостоятельно разглядим свои недостатки и быстро с ними разберемся. В противостоянии греху важно опираться на помощь Божию, просить Господа раскрыть наши глаза на собственные несовершенства, чтобы мы искренне захотели избавиться от греха, а не лелеяли его как любимую игрушку. И, конечно, не будем забывать про совершенствование «вкуса душевного» — чтение Евангелия, творений святых отцов, участие в богослужениях и Таинствах.
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица