
Прочитала в благодарственном акафисте «Слава Богу за всё» такие слова: «И птицы и звери носят печать Твоей любви». То есть братья наши меньшие даны нам Господом в знак Его любви к нам. А как мы к этой любви относимся? Бережём её? Ценим?
Вспомнилось, как у меня появилась первая собака. Я живу в частном доме в поселке. Помню, была ранняя весна. Но уже тепло. Я спала с открытыми окнами. И уже несколько ночей меня будил собачий вой. Вернее, он не прекращался всю ночь. Возможно, соседи уехали в отпуск, а собачка тосковала по ним. Я знала эту семью. Они отлучались не первый раз, но первый раз так надолго. Их собака Маха — хаски. У этой породы даже не вой, а такой заунывный плач. Звучит душераздирающе.
Наконец я решилась залезть на забор и посмотреть, что происходит с животным. Маху оставили сидеть на цепи возле будки. Цепь эта застряла между гвоздей и приковала собаку к будке в полусидящем положении. Почти не могла двигаться.
Я перелезла на территорию соседей. Отцепила собаку, чтобы она смогла размяться. И заметила, что миска с водой разлилась. А миски с едой вообще не было. Значит, все эти дни животное мучалось от голода и жажды. Хозяева не удосужились поручить животное кому-нибудь из соседей.
Я открыла калитку изнутри и сбегала к себе за бутылкой воды. Не успела наполнить миску, Маха стала жадно ловить струю воды налету. Сердце защемило от жалости. В голове стучала мысль — где же хозяева???
Я стала навещать Маху каждый день. Кормила, поила и выгуливала её, чтобы она пробежалась, размяла мышцы. Это активное животное. Тем более хаски. С ними нужно очень много ходить. Я водила Маху в лес, поля. Сколько было у неё радости!
Недели через две появился пропавший махин хозяин. Я увидела в окно, как он суетливо бегал между домом и машиной, грузил вещи. Подошла, спросила:
— Привет! Как дела-то?
— Да, плохо. С работой беда. Арендатор поднял цену за эту дачу, съезжаем вот.
— А как же собака?
— А что собака? Мне самому жить негде — ответил сосед.
Мимо в этот момент проходил сосед, друг моей семьи. Он слышал наш разговор. Вздохнул и сказал: «Каждый год одно и то же. Потом животные по всему посёлку бегают. Одни бросают. Хорошо, если найдутся те, кто подберёт».
У меня никогда не было собаки, более того, у меня есть кошка. Они вряд ли подружатся — размышляла я. Да и с собакой гулять же надо. А времени и самой пройтись не всегда хватает.
Всё это время Маха стояла рядом. Я посмотрела в её полные недоумения глаза. В них был вопрос — что со мной будет дальше? Она понимала, что решается её судьба. И я остро почувствовала — я уже её полюбила, она уже моя.
— Прости, а ты не будешь возражать, если я заберу собаку себе? — спросила я соседа.
— Да забирай, пожалуйста.
Я взяла Маху на поводок, и мы ушли домой. В наш теперь общий дом.
Так у меня появилась Маха. Хотя я совсем не собачница. Очень боялась, что не справлюсь. Много тревог было.
Говорят, что хаски — собаки характерные, требовательные, гиперактивные. Маха на удивление кроткая, чуткая, очень нежная. Она подстраивается под всю семью. Друзья удивляются, что она такая воспитанная. А мне даже не пришлось прибегать к помощи кинолога.
Думаю, что просто она благодарная. За то, что её приютили и полюбили, Маха отвечает покладистым характером.
Когда вечером после прогулки мы сидим на крылечке у дома, собака кладёт мне голову на колени. Я глажу её по голове и вспоминаю строчку из того же чудного акафиста «Слава Богу за всё»: «Слава Тебе за кротость животных, служащих мне».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема