
Когда я была совсем молодой, я читала эту евангельскую фразу: «И сказал, посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть», и никак не могла понять, о чём она. Как это не двое? И как это возможно? Какая же должна быть степень близости, открытости между супругами, чтобы так было?
Подлинная духовная близость возможна только при желании открыться. А это значит быть уязвимым. Конечно, это риск. Поэтому так страшно бывает довериться другому человеку, даже самому близкому.
Мы одновременно стремимся к близости и боимся потерять свою автономность.
В браке неотъемлемым условием является доверие. Доверие — это то, что начинается ещё до веры, в самом раннем детстве. У детей формируется базовое доверие к миру, если в семье есть любовь, понимание и честность по отношению к ним. Конечно, не у каждого человека было такое детство. И во взрослой жизни это может мешать строить крепкую семью.
В живой природе мы можем видеть много примеров, как формируется близость. Так дикобразы, которые живут в холодном климате, вынуждены выбирать такую дистанцию между собой, чтобы не исколоть друг друга иголками, но приблизиться друг к другу настолько, чтобы согреться. Возможно, пройдёт не один день, прежде чем удастся выстроить такие отношения.
Необходимо обязательно говорить, открываться перед близким человеком, преодолевая свой страх. Хочется привести такой пример. Приходит с работы уставший муж и с порога начинает предъявлять претензии. Не там стоят тапки, почему сломана рамка у фотографии. Конечно, жене очень обидно, она ждала его весь день, приготовила ужин и надеялась провести этот вечер в близком общении. Но первой её реакцией на слова мужа является обида. И она, казалось бы, очень искренне и открыто, говорит ему целую речь, возмущается, и в её словах постоянно звучит слово «ты». «Почему ты так себя ведёшь, ты вечно всем недоволен, ты, ты, ты...». «Ты» заставляет защищаться и нападать. Так вот, главное правило — говорите «я» и «для меня». «Я расстроена, мне очень больно слышать твои слова, я тебя очень ждала, и хочу провести этот вечер с тобой». Скорее всего, после такого монолога и муж захочет извиниться за свою несдержанность.
Очень важно относиться нежно и трепетно к открытости другого человека, с любовью и принятием этого великого дара. Это дар открытой души Вам. И чтобы принять и сохранить его — важно не оценивать и не осуждать. Понаблюдайте за собой. Из чего состоит Ваша речь? Пусть будет в ней поддержка, понимание и любовь.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема