
Когда я была совсем молодой, я читала эту евангельскую фразу: «И сказал, посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть», и никак не могла понять, о чём она. Как это не двое? И как это возможно? Какая же должна быть степень близости, открытости между супругами, чтобы так было?
Подлинная духовная близость возможна только при желании открыться. А это значит быть уязвимым. Конечно, это риск. Поэтому так страшно бывает довериться другому человеку, даже самому близкому.
Мы одновременно стремимся к близости и боимся потерять свою автономность.
В браке неотъемлемым условием является доверие. Доверие — это то, что начинается ещё до веры, в самом раннем детстве. У детей формируется базовое доверие к миру, если в семье есть любовь, понимание и честность по отношению к ним. Конечно, не у каждого человека было такое детство. И во взрослой жизни это может мешать строить крепкую семью.
В живой природе мы можем видеть много примеров, как формируется близость. Так дикобразы, которые живут в холодном климате, вынуждены выбирать такую дистанцию между собой, чтобы не исколоть друг друга иголками, но приблизиться друг к другу настолько, чтобы согреться. Возможно, пройдёт не один день, прежде чем удастся выстроить такие отношения.
Необходимо обязательно говорить, открываться перед близким человеком, преодолевая свой страх. Хочется привести такой пример. Приходит с работы уставший муж и с порога начинает предъявлять претензии. Не там стоят тапки, почему сломана рамка у фотографии. Конечно, жене очень обидно, она ждала его весь день, приготовила ужин и надеялась провести этот вечер в близком общении. Но первой её реакцией на слова мужа является обида. И она, казалось бы, очень искренне и открыто, говорит ему целую речь, возмущается, и в её словах постоянно звучит слово «ты». «Почему ты так себя ведёшь, ты вечно всем недоволен, ты, ты, ты...». «Ты» заставляет защищаться и нападать. Так вот, главное правило — говорите «я» и «для меня». «Я расстроена, мне очень больно слышать твои слова, я тебя очень ждала, и хочу провести этот вечер с тобой». Скорее всего, после такого монолога и муж захочет извиниться за свою несдержанность.
Очень важно относиться нежно и трепетно к открытости другого человека, с любовью и принятием этого великого дара. Это дар открытой души Вам. И чтобы принять и сохранить его — важно не оценивать и не осуждать. Понаблюдайте за собой. Из чего состоит Ваша речь? Пусть будет в ней поддержка, понимание и любовь.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема