
Фото: Piqsels
В начале двадцатого века все путешественники, следовавшие на пароходе по реке Волхов мимо Успенского острова, стремились выйти на палубу, чтобы полюбоваться открывавшейся их взору картиной. И действительно, было на что посмотреть — словно по волшебству перед ними возникал сказочный остров: с яркими уютными домиками, причудливыми террасами и балкончиками, разноцветными башенками, увенчанными шпилями с искусной резьбой. И над всем этим радостным многообразием сиял-переливался на солнце хрустальный крест местного храма. К берегам острова подплывали лодки с нарядными людьми, колокольный звон струился над водой... Этот райский уголок появился благодаря протоиерею Алексею Колоколову.
Алексей Колоколов родился в селе Прусынская Горка Новоладожского уезда в семье настоятеля местной церкви. Алёша решил последовать примеру отца: закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Его направили в родной уезд и назначили священником села Хотово. Местный приход был очень бедным, многие из его жителей подвержены недугу пьянства. Отец Алексий прилагал все усилия, чтобы сблизиться со своими прихожанами и изменить их жизнь. Причастие Святых Христовых Тайн батюшка считал необходимым для такого исправления и стремился к тому, чтобы его духовные дети как можно чаще говели и причащались. Отец Алексий во время эпидемии холеры самоотверженно служил больным, утешал их, и многие по его молитвам выздоравливали. Молва распространялась далеко за пределами Хотово: люди стали приезжать к священнику со всей России. Поступавшие от состоятельных прихожан средства настоятель тратил на благотворительность в своём родном Новоладожском уезде: нередко помогал бедному крестьянину построить избу или восстановить сгоревшее хозяйство. Благодаря ему появились храмы в нескольких соседних сёлах. А когда сгорела деревянная церковь в Хотово, заботами отца Алексия и его прихожан был сооружён каменный храм, отличавшийся необычайно красивой внешней и внутренней отделкой. Самой заветной мечтой батюшки было создание такого места, куда, по его словам, «придёт и страждущий телом, и страждущий духом, и неимущий, и обиженный судьбою, и старики, и дети, все жаждущие света для ума, тепла для сердца, помощи в бедствии, труда в безработице».
И мечта отца Алексия сбылась: таким благословенным местом стал прежде пустынный и необитаемый Прусынский остров, площадью около четырёх гектаров. Здесь по проекту известного петербургского архитектора Щурупова вырос целый комплекс благотворительных учреждений. Первым делом в тысяча восемьсот семьдесят шестом году возвели церковь Успения с приделом святителя Тихона Задонского. С этих пор островок стали называть Успенским. Постепенно на острове возникли богадельня на шестьдесят человек, приют для детей-сирот, церковно-приходская школа, бесплатная столовая, школа сестёр милосердия, больница. В детском приюте ребят обучали грамоте и рукоделию, по достижении двенадцати лет они поступали в практическую школу, где обучались тем ремёслам, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Девочек учили кройке и шитью, кулинарии и выпечке просфор, мальчиков — печному, столярному и малярному ремеслу. Вскоре Успенский остров стал практически отдельным благотворительным городком, при этом очень благоустроенным: здесь имелись своя пожарная служба с пожарной машиной, собственный пароход, даже установили телефонную станцию на пять номеров. Не только те, кто жил на острове, пользовался его благами: жители окрестных деревень находили здесь работу, лечение и пропитание. Местных крестьян бесплатно лечили в больнице, оснащённой по последнему слову медицинской науки. Ежедневно в больницу обращались до ста человек. Здесь даже были рентгеновский кабинет и родильное отделение. На Успенском острове не отказывали в пище ни одному нуждающемуся: за год в бесплатной столовой кормили до полутора тысяч посетителей.
Протоиерей Алексей Колоколов, по словам тех, кто его хорошо знал, всю свою жизнь работал для вечности: пламенный молитвенник, истинный пастырь, самоотверженный благотворитель.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер