
Давным-давно жил в городе Травнике один бедняк. Кто-то ему сказал, что в Царьграде можно заработать приличные деньги, если стать носильщиком.
Бедняк был человеком сильным и трудолюбивым и отправился попытать счастья. За несколько лет работы носильщиком в царьградском порту он накопил сто золотых дукатов, и стал бояться, что их у него могут украсть.
Трудяга решил отдать сбережения на хранение какому-нибудь надёжному человеку, и свой выбор остановил на одном земляке, боснийском купце, который держал в Царьграде лавку с дорогими товарами.
Купец согласился оказать земляку подобную услугу. Носильщик опорожнил свой потёртый кошелёк, поцеловал благодетелю руку и отправился на пристань снова таскать тюки и ящики, чтобы скопить денег на дорогу домой. Когда дело было сделано, он отправился к купцу за своими дукатами.
— Сто дукатов? Первый раз слышу! — удивился купец и велел своим слугам вытолкать бедняка на улицу.
Пошёл носильщик, куда глаза глядят, плачет. Сколько лет не доедал, не досыпал, а всё напрасно!
Вдруг из окна его подзывает пожилая женщина и спрашивает:
— Что за беда с тобой стряслась, сынок?
Бедняк не выдержал и всё ей рассказал.
— Обман нельзя оставлять безнаказанным, — покачала головой женщина. — Пойдём вместе в лавку этого обдиралы. Только я войду первой, а ты — чуть погодя, и проси свои сто дукатов.
Так они и сделали. Женщина вошла в лавку и сказала хозяину таинственным шёпотом:
— Могу ли я попросить тебя об одной услуге, о которой не должна знать ни одна живая душа? Я была женой богатого человека. Недавно мой муж умер и оставил мне сундук драгоценностей и около пяти тысяч золотых дукатов. Однако после его смерти объявилась уйма наследников, а мне не хочется делить с ними богатство. Спрячь его у себя в лавке, пока власти не разделят имущество моего мужа, за эту услугу я тебе хорошо заплачу. Вот только можно ли доверять твоему честному слову?
Купец сразу понял, что сможет хорошо поживиться добром этой доверчивой женщины. Но тут в лавку некстати вошёл носильщик и стал требовать свои сто дукатов.
— Вот твои сбережения, сынок, — торопливо выложил купец на прилавок деньги. — Возвращаю всё в целости и сохранности, только иди, не мешай...
Надо ли говорить, что больше купец никогда не видел богатой вдовы. А потом, сказывают и вовсе в тюрьму угодил, ведь от обмана до мошенничества и воровства рукой подать.
(по мотивам боснийской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема