Николо-Дворищенский собор, или по-другому Никольский собор на Ярославовом Дворище, - один из древнейших храмов Великого Новгорода. Он был заложен на территории княжеского двора в 1113 году и по возрасту уступает лишь Софийскому собору. Точная дата завершения строительства и освящения Никольского собора неизвестна. Принято считать, что произошло это в 1136 году. В то время новгородцы изгнали из своих земель князя Всеволода Мстиславича, и тем самым получили независимость от Киева. И Никольский собор, наряду с Софийским, стал играть важную роль в жизни Новгородской республики. На площадях перед этими храмами проводились вече.
До времен императрицы Елизаветы Петровны храм Николы на Дворище находился в дворцовом ведомстве. А в середине 18 века был передан в ведомство епархии и обращен в городской собор. Однако к концу 18 века отсутствие прихожан стало очень ощутимым. Собор, несмотря на предпринятый ремонт, пришел в упадок и обветшал. Возрождаться он начал в 19 веке. Выросло значение собора во внутрицерковной жизни Новгорода. Были проведены обширные работы по ремонту древней части храма. С запада и севера возвели пристройки.
В обширной пятиглавой постройке отчетливо прослеживается влияние Софии, которая располагается напротив, на другом берегу реки Волхов. Декор фасадов Никольской церкви сдержанный и строгий, в стиле киевских архитектурных традиций начала XII века. К сожалению, из внутренних богатств до нас сохранились лишь небольшие фрагменты фресок 12 века. Это сцены «Страшного суда» и изображения святителей на сводах храма, а также «Иов на гноище». Эта фреска изображает праведного Иова Многострадального и его жену, кормящую мужа с палки, чтобы не заразиться проказой. Согласно Ветхому Завету после всех перенесенных страданий Иов не отрекся от Бога, за что был вознагражден. Ныне этот бесценный памятник живописи оказался под церковным полом. Произошло это за счет того, что в XV столетии в храме значительно подняли половые доски. Остальное сделало время: с ростом культурного слоя подземелье увеличилось.
В 1920-ые годы Никольский собор был открыт для верующих. За прихожанами закреплялось «бесплатное бессрочное пользование Никольского собора». Однако в 1933 году здание собора стали использовать как музей, а службы здесь проводились в большие церковные праздники. Во время Великой Отечественной войны собор был превращен оккупантами в казарму.
Регулярные богослужения возобновились в 1945 году. Но уже в 1962 храм был окончательно передан Новгородскому музею. Началось изучение собора как памятника древнерусской архитектуры.
В конце 90 годов провели масштабную реставрацию. Храму придали внешний вид, максимально близкий к древнему. Никольский храм и все Ярославово дворище внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня Николо-Дворищенский собор входит в состав Новгородского музея-заповедника. Он открыт для посетителей, там действует несколько выставок, посвященных истории Великого Новгорода. Церковь стоит на пересечении Никольской и Большой Московской улиц.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











