Николо-Дворищенский собор, или по-другому Никольский собор на Ярославовом Дворище, - один из древнейших храмов Великого Новгорода. Он был заложен на территории княжеского двора в 1113 году и по возрасту уступает лишь Софийскому собору. Точная дата завершения строительства и освящения Никольского собора неизвестна. Принято считать, что произошло это в 1136 году. В то время новгородцы изгнали из своих земель князя Всеволода Мстиславича, и тем самым получили независимость от Киева. И Никольский собор, наряду с Софийским, стал играть важную роль в жизни Новгородской республики. На площадях перед этими храмами проводились вече.
До времен императрицы Елизаветы Петровны храм Николы на Дворище находился в дворцовом ведомстве. А в середине 18 века был передан в ведомство епархии и обращен в городской собор. Однако к концу 18 века отсутствие прихожан стало очень ощутимым. Собор, несмотря на предпринятый ремонт, пришел в упадок и обветшал. Возрождаться он начал в 19 веке. Выросло значение собора во внутрицерковной жизни Новгорода. Были проведены обширные работы по ремонту древней части храма. С запада и севера возвели пристройки.
В обширной пятиглавой постройке отчетливо прослеживается влияние Софии, которая располагается напротив, на другом берегу реки Волхов. Декор фасадов Никольской церкви сдержанный и строгий, в стиле киевских архитектурных традиций начала XII века. К сожалению, из внутренних богатств до нас сохранились лишь небольшие фрагменты фресок 12 века. Это сцены «Страшного суда» и изображения святителей на сводах храма, а также «Иов на гноище». Эта фреска изображает праведного Иова Многострадального и его жену, кормящую мужа с палки, чтобы не заразиться проказой. Согласно Ветхому Завету после всех перенесенных страданий Иов не отрекся от Бога, за что был вознагражден. Ныне этот бесценный памятник живописи оказался под церковным полом. Произошло это за счет того, что в XV столетии в храме значительно подняли половые доски. Остальное сделало время: с ростом культурного слоя подземелье увеличилось.
В 1920-ые годы Никольский собор был открыт для верующих. За прихожанами закреплялось «бесплатное бессрочное пользование Никольского собора». Однако в 1933 году здание собора стали использовать как музей, а службы здесь проводились в большие церковные праздники. Во время Великой Отечественной войны собор был превращен оккупантами в казарму.
Регулярные богослужения возобновились в 1945 году. Но уже в 1962 храм был окончательно передан Новгородскому музею. Началось изучение собора как памятника древнерусской архитектуры.
В конце 90 годов провели масштабную реставрацию. Храму придали внешний вид, максимально близкий к древнему. Никольский храм и все Ярославово дворище внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня Николо-Дворищенский собор входит в состав Новгородского музея-заповедника. Он открыт для посетителей, там действует несколько выставок, посвященных истории Великого Новгорода. Церковь стоит на пересечении Никольской и Большой Московской улиц.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема