В последнее время всё чаще приходится слышать о том, что браки среди молодёжи быстро распадаются. Нередко молодых обвиняют в легкомыслии, нежелании брать на себя ответственность. На самом деле важен не возраст. Для брака нужно созреть духовно, и тогда даже молодой человек будет готов к любым испытаниям.
Юный Николай Пестов – будущий известный русский учёный и писатель – учился на химическом факультете в московском техническом училище, когда началась Первая мировая война. Он решил, что судьба страны важнее учёбы и отправился на фронт. Следом за Первой мировой в Россию пришла Гражданская война. Николай вступил в коммунистическую партию, присоединился к Красной армии и воевал на её стороне. Он был убеждённым атеистом.
Всё изменилось в 1921 году, когда 28-летний красноармеец увидел во сне Иисуса Христа. Николай отказался от членства в партии и вернулся в Москву, чтобы продолжить обучение на химическом факультете. Параллельно с учёбой продолжался духовный поиск Николая. Он посещал лекции богослова Марцинкóвского, благодаря которым его вера укрепилась. На этих лекциях Пестов познакомился с Зоей, студенткой химического факультета и одной из организаторов встреч с богословом. Они заметили друг друга сразу – задумчивый молодой мужчина в военной форме и скромная девушка, круглая отличница и активистка христианского студенческого кружка. После окончания лекции Николай вызвался проводить Зою домой, и с тех пор они всегда уходили вместе. Пестов вступил в христианский студенческий кружок и стал помогать Зое в организации лекций богослова.
Скоро Николай и Зоя поняли, что полюбили друг друга, но не знали, как признаться. Девушка робела перед Пестовым, красивым мужчиной и бывалым офицером, а он терялся перед застенчивой и доброй Зоей. Всё решилось, когда Зоя подарила Николаю на день его ангела закладку для Евангелия, на которой были вышиты слова: «Пойдём за Ним». В этот день они поняли, что их объединяет не только взаимная любовь, но и общая цель — служение Христу.
Николай и Зоя решили повенчаться весной 1923 года. Родственники не обрадовались такой новости – невесту отговаривали выходить замуж за бывшего чекиста и военного комиссара, а сёстрам жениха казалось, что из-за избранницы их брат замкнулся в себе. Николая и Зою это противодействие не пугало, и они не поддавались на уговоры подождать со свадьбой. Когда же после венчания родственники собрались за столом, они с удивлением заметили, что жених и невеста не пьют вино и не целуются. «Видно, невесёлой будет ваша жизнь», - то ли с осуждением, то ли с жалостью сказали они Зое. На это невеста твёрдо ответила, что выходит замуж не для веселья.
Действительно, веселья в их жизни оказалось мало - слишком много им предстояло выдержать испытаний. Николай Евграфович стал известным учёным-химиком, профессором, однако не отказывался от своей веры. Для времени самых лютых сталинских репрессий это было не только необычно, но и очень опасно – если бы кто-нибудь узнал о его убеждениях или встречах со священниками и монахами, Пестову пришлось бы попрощаться не только со своей научной карьерой, но и с жизнью. Поэтому Николай и Зоя вели себя очень осторожно, им приходилось прятать иконы и говорить шепотом из-за угрозы прослушивания квартиры. Зоя очень волновалась за мужа, однако Николаю удалось избежать тюрем и лагерей. Самый болезненный удар он получил не от советской власти.
В 1943 году, когда старший из троих детей Пестовых, отправился на фронт, отец горячо за него молился. Почему-то он надеялся, что бомбы минуют этого весёлого, доброго юношу, что он нужен Богу на земле. Но в первом же бою с немцами сын погиб. Николай Евграфович, когда ему принесли горестную новость, рыдал много часов подряд, его не могли успокоить ни жена, ни дети. Но в глубине души отец понимал, что Бог, возможно, дал его сыну лучшую судьбу, чем была бы у него, останься он в живых. И, в конце концов, Пестов нашёл в себе силы твёрдо сказать: «Слава Богу за всё». Позже в книге «Жизнь для вечности» он излил своё горе и открывшееся ему ощущение полного доверия Богу. Эту книгу он посвятил погибшему Коле.
Потеря сына потрясла и Зою. Она долго не могла оправиться от постигшего её горя, но всё равно не опускала рук и продолжала заботиться о муже и двух оставшихся детях. Зоя помогала Николаю и в его писательской работе. Она вычитывала рукописи и напоминала случаи из их семейной жизни, которые можно было бы использовать в качестве примера, ведь в своих книгах Николай Евграфович часто делился собственным опытом христианского воспитания.
Наталия, дочь Пестовых, вышла замуж за священника и родила пятерых детей, судьба которых была неразрывно связана с Церковью: один из сыновей стал епископом, двое – священниками, а две дочери – жёнами священников. Все они с нежностью вспоминали своих дедушку и бабушку, их горячую любовь и искреннюю заботу.
Николай и Зоя Пестовы смогли не только выдержать все испытания судьбы, но и воспитать в православии троих детей, а потом внуков. Так что родственники зря боялись за этот брак – духовная мудрость, терпение, любовь Николая и Зои Пестовых сделали его по-настоящему счастливым.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 243 зач., II, 24-30.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из христианских добродетелей — это мудрая предусмотрительность в своих словах и поступках. Что это за качество и как оно проявляет себя в жизни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
В христианской общине города Филиппы апостола Павла очень любили. А потому, когда узнали, что его схватили и отправили в тюрьму в Риме, филиппийцы сразу же отправили к нему помощь. Гонцом стал юноша по имени Епафродит. Он доставил апостолу необходимые вещи, а также остался прислуживать ему в темнице.
Епафродит усердно и самоотверженно исполнял при Павле свои обязанности помощника. Нам известно, что он даже пережил какую-то очень тяжёлую болезнь, от которой чуть не умер. Однако всё закончилось благополучно. И когда Епафродит выздоровел, Павел отправил его обратно в Филиппы. Апостол вручил ему то послание, часть которого мы сегодня услышали.
В своём письме Павел даёт высокую оценку как трудам Епафродита, так и ему самому. И делает он это не случайно. В общине могли найтись те, кто мог бы заподозрить юношу в малодушии. Дескать, струсил перед язычниками и оставил Павла одного. Чтобы этого не произошло, апостол упоминает, что сам принял такое решение, а совесть Епафродита чиста. Он достоин уважения и всяческих похвал.
Прекрасное качество демонстрирует апостол. Его любовь предусмотрительна. Он проявляет искреннюю и неподдельную заботу о человеке, который рядом с ним. Всего лишь несколькими предложениями он на корню гасит потенциальный конфликт. Избавляет Епафродита от ненужных хлопот и огорчений.
Но и не только о нём заботится Павел. Он хранит мир и самой общины филиппийцев. Он пытается сделать всё от него зависящее, чтобы не создать повод к раздору среди верующих. Такую мудрую предусмотрительность Писание призывает приобретать и нас с вами. Делать всё возможное, чтобы сеять вокруг себя не смущение и беспокойство, но мир, ясность и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 71. Богослужебные чтения

Кто в современном мире является главным бенефициаром — то есть получателем выгоды — юриспруденции? Не торопитесь отвечать — а лучше давайте послушаем 71-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, — псалом, в котором есть неожиданный ответ на этот вопрос.
Псалом 71.
О Соломоне. Псалом Давида.
1 Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду,
2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде;
3 да принесут горы мир людям и холмы правду;
4 да судит нищих народа, да спасёт сынов убогого и смирит притеснителя, —
5 и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов.
6 Он сойдёт, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю;
7 во дни его процветёт праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна;
8 он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли;
9 падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах;
10 цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары;
11 и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему;
12 ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетённого, у которого нет помощника.
13 Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт;
14 от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его;
15 и будет жить, и будут давать ему от золота Аравии, и будут молиться о нём непрестанно, всякий день благословлять его;
16 будет обилие хлеба на земле, наверху гор; плоды его будут волноваться, как лес на Ливане, и в городах размножатся люди, как трава на земле;
17 будет имя его благословенно вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нём все племена земные, все народы ублажат его.
18 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса,
19 и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.
20 Кончились молитвы Давида, сына Иесеева.
Смысловой центр прозвучавшего сейчас псалма — 12-14 стихи: «ибо он избавит нищего, вопиющего и угнетённого, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасёт; от коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его (Пс.71:12-14)». Давид говорит о царе как абсолютном гаранте Божественной справедливости: это право царь получает не «снизу», в процессе «делегирования», — но только свыше, непосредственно от Самого Бога — что и делает его ответственным в первую очередь перед Богом, и уже потом — перед всем остальным народом.
Вот мы и оказались перед самым интересным в подходе Давида к «мАркеру» высшей легитимности Царя как «правоприменителя» — и это вовсе не «житейское благоденствие». Для Давида — буквально — «драгоценность крови» — и кого? Самых презренных, нищих, обездоленных, вытесненных на окраины жизни, лишённых в том числе и правовой поддержки! Неожиданно, не правда ли? В нашем представлении — вполне отвечающем сегодняшним реалиям — главный бенефициар судопроизводства — не тот, у кого правда Божия, а тот, кто лучше прочих «встроен» в эту систему. Но вот для Давида всё видится совсем иначе: именно адресная заинтересованность в защите обездоленных воспринимается пророком как самый яркий показатель того, что Бог — на стороне царя как высшего правителя и судии!
Мне кажется, не только тем, кто связан с юридической сферой, есть о чём задуматься — но и каждому из нас, особенно, когда очень уж хочется поскорее отделаться от проблемы, связанной с теми, кто и так-то не особо нам приятен!..
Псалом 71. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 71. (Церковно-славянский перевод)
«Апокалипсис — богословский аспект». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Мы говорили о книге «Откровение Иоанна Богослова», в частности о том, как сюжеты Апокалипсиса изображались на храмовых фресках и как такие иконы становились проводниками в смыслы Священного Писания.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 20.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер