— Вы не возражаете, Маргарита Константиновна, если сегодняшний визит в Русский музей мы начнём с полотна Николая Загорского «Давид играет на арфе перед Саулом»?
— Что ж, работа интересная, пройдёмте к ней! В 1873 году художник получил за неё золотую медаль от Императорской академии художеств. А вот и само полотно. Очень выразительное! Давид играет на арфе, а три человека слушают его: царь Саул, его дочь Мелхола и пророк Самуил.
— И как по-разному они смотрят на музыканта!
— Ключевое здесь противостояние Давида и Саула. Загорский изобразил момент, когда встретились два израильских царя. Саул формально оставался правителем, но за горделивое самоволие утратил благоволение Божие. А Давид — юный пастушок, боголюбивый и отважный, уже помазан пророком Самуилом на царство, но ещё не открыл никому своего избрания.
— История драматическая!
— Это точно! Саул, лишённый благодати, страдал приступами чёрной меланхолии. Он успокаивался, только когда Давид пел для него псалмы и играл на струнах. Правитель не знал, что одарённый пастушок сменит его на троне, но каким-то внутренним чутьём угадывал это и страшно злился на юношу. По-моему, Николай Загорский очень убедительно передал мятежное состояние Саула. Царь полулежит в кресле, но не может расслабиться — рука сжата в кулак, выражение лица мрачное и напряжённое.
— Злоба, съедающая Саула, отразилась и на судьбе его младшей дочери Мелхолы.
— И Николай Загорский напоминает об этом в своей работе. Девушка с нежностью припала к отцу, но её взгляд, полный надежды, устремлён на псалмопевца. Видно, что Мелхола влюблена. И эту любовь Саул попытается использовать против Давида. Он разрешит юноше жениться на Мелхоле, только если тот убьёт тысячу филистимлян — самых грозных врагов Израиля. Царь выставил такое условие, рассчитывая, что псалмопевец погибнет. Но Давид вышел победителем из этого испытания, и Мелхола стала его женой.
— Правда, этот брак не принёс счастья, опять-таки из-за интриг Саула.
— Когда смотришь на картину Николая Загорского, горькая история оживает. Мелхола, влюблённая, печальная и взволнованная, выглядит здесь заложницей отцовской душевной болезни.
— Что говорить, художник — тонкий психолог! Удался ему и образ пророка Самуила. Праведный старец стоит, скрестив руки на груди. Видно, как он скорбит о том, что происходит с Саулом. Но я должен заметить, что Николай Загорский допустил здесь некоторую вольность. После того, как Саул утратил благоволение Божие, Самуил отстранился от него и не мог присутствовать в царском шатре.
— Может быть, поэтому художник изобразил пророка оттенками всего двух цветов — серого и коричневого? Праведник изображён как тень, он здесь — незримый свидетель от Господа, символ Божественного участия в истории Израиля.
— Поразительная мысль! Как она мне в голову не приходила! Может быть вы, Маргарита Константиновна, дадите ответ и на мой главный вопрос к Николаю Загорскому. Почему художник, создавший три таких выразительных образа — Саула, Мелхолы и Самуила, в облике Давида не показал его мощи, значимости? Почему зритель должен верить, что кудрявый юноша — пламенный вождь Израиля?
— Мне кажется, Николай Загорский стремился подчеркнуть кротость царя Давида, готовность во всём слушаться Бога. Эта черта псалмопевца отражается и в его произведениях.
— А ведь так и есть! Вспомнить хотя бы семнадцатый псалом, где Давид называет Господа своей крепостью, твердыней, прибежищем, щитом.
— И может быть, этот псалом образно процитировал Николай Загорский, изобразив щит, выглядывающий из-за плеча Давида, как крыло. Именно ангельская верность Творцу защищала праотца во всех опасностях, помогала вести народ.
— И это главный смысл картины Николая Загорского «Давид играет на арфе перед Саулом», шедевра под сводами Русского музея в Санкт-Петербурге!
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











