— Вы не возражаете, Маргарита Константиновна, если сегодняшний визит в Русский музей мы начнём с полотна Николая Загорского «Давид играет на арфе перед Саулом»?
— Что ж, работа интересная, пройдёмте к ней! В 1873 году художник получил за неё золотую медаль от Императорской академии художеств. А вот и само полотно. Очень выразительное! Давид играет на арфе, а три человека слушают его: царь Саул, его дочь Мелхола и пророк Самуил.
— И как по-разному они смотрят на музыканта!
— Ключевое здесь противостояние Давида и Саула. Загорский изобразил момент, когда встретились два израильских царя. Саул формально оставался правителем, но за горделивое самоволие утратил благоволение Божие. А Давид — юный пастушок, боголюбивый и отважный, уже помазан пророком Самуилом на царство, но ещё не открыл никому своего избрания.
— История драматическая!
— Это точно! Саул, лишённый благодати, страдал приступами чёрной меланхолии. Он успокаивался, только когда Давид пел для него псалмы и играл на струнах. Правитель не знал, что одарённый пастушок сменит его на троне, но каким-то внутренним чутьём угадывал это и страшно злился на юношу. По-моему, Николай Загорский очень убедительно передал мятежное состояние Саула. Царь полулежит в кресле, но не может расслабиться — рука сжата в кулак, выражение лица мрачное и напряжённое.
— Злоба, съедающая Саула, отразилась и на судьбе его младшей дочери Мелхолы.
— И Николай Загорский напоминает об этом в своей работе. Девушка с нежностью припала к отцу, но её взгляд, полный надежды, устремлён на псалмопевца. Видно, что Мелхола влюблена. И эту любовь Саул попытается использовать против Давида. Он разрешит юноше жениться на Мелхоле, только если тот убьёт тысячу филистимлян — самых грозных врагов Израиля. Царь выставил такое условие, рассчитывая, что псалмопевец погибнет. Но Давид вышел победителем из этого испытания, и Мелхола стала его женой.
— Правда, этот брак не принёс счастья, опять-таки из-за интриг Саула.
— Когда смотришь на картину Николая Загорского, горькая история оживает. Мелхола, влюблённая, печальная и взволнованная, выглядит здесь заложницей отцовской душевной болезни.
— Что говорить, художник — тонкий психолог! Удался ему и образ пророка Самуила. Праведный старец стоит, скрестив руки на груди. Видно, как он скорбит о том, что происходит с Саулом. Но я должен заметить, что Николай Загорский допустил здесь некоторую вольность. После того, как Саул утратил благоволение Божие, Самуил отстранился от него и не мог присутствовать в царском шатре.
— Может быть, поэтому художник изобразил пророка оттенками всего двух цветов — серого и коричневого? Праведник изображён как тень, он здесь — незримый свидетель от Господа, символ Божественного участия в истории Израиля.
— Поразительная мысль! Как она мне в голову не приходила! Может быть вы, Маргарита Константиновна, дадите ответ и на мой главный вопрос к Николаю Загорскому. Почему художник, создавший три таких выразительных образа — Саула, Мелхолы и Самуила, в облике Давида не показал его мощи, значимости? Почему зритель должен верить, что кудрявый юноша — пламенный вождь Израиля?
— Мне кажется, Николай Загорский стремился подчеркнуть кротость царя Давида, готовность во всём слушаться Бога. Эта черта псалмопевца отражается и в его произведениях.
— А ведь так и есть! Вспомнить хотя бы семнадцатый псалом, где Давид называет Господа своей крепостью, твердыней, прибежищем, щитом.
— И может быть, этот псалом образно процитировал Николай Загорский, изобразив щит, выглядывающий из-за плеча Давида, как крыло. Именно ангельская верность Творцу защищала праотца во всех опасностях, помогала вести народ.
— И это главный смысл картины Николая Загорского «Давид играет на арфе перед Саулом», шедевра под сводами Русского музея в Санкт-Петербурге!
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.