
22 августа 1826 года Москва стала свидетельницей необычайно торжественного события: новый император, Николай Первый, короновался на царствие в Успенском соборе Кремля. Необозримые волны народной толпы колыхались и заполняли площади и улицы Кремля: так много людей хотело посмотреть на нового царя! Непросто было попасть в собор: туда допустили лишь удостоенных монаршей милости представителей некоторых имперских учреждений и делегаций от провинций. Волнуясь и трепеща, стоял среди них глава вологодского городского сословного самоуправления, Николай Иванович Скулябин. Особо переживал он за свою миссию: помимо поздравлений, Скулябин должен был преподнести новому императору хлеб-соль на серебряном подносе. Улыбнувшись, Николай Первый кивнул головой и поблагодарил смущенного тёзку. Император всегда ценил и особо отмечал талантливых и энергичных людей, заботящихся не только о своих, но и об общественных нуждах. Неудивительно, что Скулябин неоднократно получал за свою благотворительную деятельность изъявления Высочайшего благоволения, как знак особой монаршей награды.
Почетный гражданин Вологды, купец 1-й гильдии, Николай Иванович Скулябин с юности проявлял большие коммерческие способности. Продукция его свечно-сального и кожевенного заводов поставлялась не только в Москву и Петербург, но и за границу, и очень ценилась. А вот в личной жизни такого успешного результата купец не достиг: трое детей, родившихся в браке с Александрой Михайловной, в девичестве Хомутинниковой, умерли в раннем возрасте. Лишившись наследников, Николай Иванович с особым усердием жертвовал свои средства на благотворительные нужды.
Николай Иванович несколько раз избирался градоначальником Вологды и руководил деятельностью Общей городской Думы. В 1850-х годах за свой счет отремонтировал каменный мост в Вологде через реку Золотуху, исправив ошибки прежних подрядчиков. Тогда же активно участвовал в ремонте очень почитаемой у вологжан Спасо-Всеградской церкви.
Директор Вологодского Губернского Попечительного Комитета о тюрьмах и почётный Старшина Вологодского Александрийского Детского приюта — вот далеко не все общественные обязанности, исполняемые Николаем Ивановичем с усердием и неутомимой энергией. Не жалел денег Скулябин на постройку и ремонт православных храмов: теплый каменный Никольский храм на Введенском кладбище был построен исключительно на его средства. Особенным его попечением пользовались дети-сироты, узники и бедняки. 21 марта 1848 года в одном из своих особняков на набережной реки Вологды Скулябин открыл богадельню, официально носившую название: «Дом призрения бедных граждан города Вологды». Обитатели богадельни — 20 мужчин и 20 женщин — работали по возможности и имели полное право тратить заработанное на свои нужды. При Доме призрения были открыты больница и церковь Георгия Победоносца. После смерти учредителя Скулябинской богадельни, директором стала его вдова, Александра Михайловна.
Истинный христианин, Скулябин был убежден: помощь страждущим и нуждающимся — вот к чему должен стремиться каждый человек. Благотворительная деятельность, ради которой Скулябин, по воспоминаниям современников, «не щадил ни личных трудов, ни издержек» — главная причина почтения, с которым относились к нему все жители Вологды. В некрологе на смерть Николая Ивановича 15 мая 1851 года, газета «Вологодские Губернские Ведомости» напечатала такую стихотворную эпитафию:
«Он редкую между людей
В простой душе носил науку:
Страдальцу гибнущему руку
В благое время подавать».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер