Николай Иванович является основоположником военно-полевого медицинского дела. В 1847 году он первым в полевых условиях применил эфирный наркоз, что стало важным шагом в развитии медицины. Его деятельность была направлена на принципы сострадания к пациентам и заботы о людях, что сделало его не только выдающимся врачом, но и гуманистом в области медицины.
Будучи еще ребенком, Пирогов мечтал о профессии доктора, и уже в 14 лет стал студентом Императорского Московского Университета, не подозревая, что его имя будет увековечено в названиях многих учебных и медицинских заведений по всей России.
Какие еще значимые открытия сделал Пирогов-чудотворец — так называли Николая Ивановича солдаты между собой — и как эти открытия продолжают служить людям по сей день?
«Мы живём на земле не для себя только», — говорил выдающийся медик, основоположник русской военно-полевой хирургии и сестринского дела, человек, который вошёл в историю как врач-подвижник — Николай Иванович Пирогов. Его именем названы больницы и медицинские университеты по всей стране. В 2000 году Указом Президента Российской Федерации была учреждена государственная награда — Орден Пирогова. Им награждают за самоотверженность при оказании медицинской помощи в условиях, сопряжённых с риском для жизни.
И это неслучайно. Свой подвиг Николай Иванович Пирогов совершал в буквальном смысле под свист пуль и грохот снарядов. Лечить он хотел с детства. По рассказам родных, любимым занятием маленького Коли была «игра в доктора». Желание стать врачом оказалось столь велико, что при поступлении на медицинский факультет Императорского Московского университета в прошении о зачислении Пирогов прибавил себе два года. Ему тогда было всего 14.
В 1847 году он, молодой специалист с учёной степенью, по собственному желанию отправился военным медиком на Кавказ. Там, оперируя раненных, Пирогов совершил настоящий прорыв в хирургии. Впервые в полевых условиях он применил эфирный наркоз. Новаторский подход был продиктован глубоко человечными мотивами. Николай Иванович считал, что в основе профессиональной деятельности хирурга прежде всего должно лежать сострадание к пациентам. Операции с применением анестезии Пирогов часто проводил публично, чтобы воины могли воочию убедиться — их товарищи под хирургическим скальпелем не испытывают никакой боли. Изумлённые и благодарные солдаты между собой называли доктора «Пирогов-чудотворец».
А в 1853 году грянула Крымская война. И Николай Иванович отправился в осаждённый Севастополь. «Провожу день и ночь на перевязочном пункте, попеременно оперируя и перевязывая раненных», — писал он жене. Множество солдат привозили с перебитыми пулей или осколком конечностями. Прежде в условиях военного госпиталя вердикт для них был бы однозначным — ампутация. Но Пирогов нашёл другой выход. Однажды, ещё до войны, Николай Иванович побывал в мастерской своего друга, художника Николая Степанова. Увидев, как тот грунтует гипсовой смесью холст для будущей картины, Пирогов сделал открытие. «Я в первый раз увидел действие гипсового раствора на полотне, и догадался, что это можно применить в хирургии», — вспоминал Николай Иванович. В тот же день Пирогов наложил пропитанные гипсом бинты на сложный перелом голени у одного из своих пациентов. «Успех был замечательный. Повязка высохла в несколько минут: косой перелом с сильным кровяным подтеком зажил без нагноения и без всяких припадков. Я убедился, что эта повязка может найти огромное применение в военно-полевой практике», — писал доктор. Благодаря использованию гипса Пирогов не только избавил от ампутации множество раненных, но и вернул их в строй здоровыми, целыми и невредимыми. «Как родной отец о детях, так он заботился о больных, и пример его человеколюбия и самопожертвования сильно на всех действовал; все воодушевлялись, видя его; больные, к которым он прикасался, чувствовали облегчение...», — вспоминал один из крымских пациентов Пирогова.
«Чудесный доктор» — называл Николая Ивановича в народе. Именно такое заглавие дал своему рождественскому рассказу писатель Александр Куприн. Доктор Пирогов стал главным героем этого произведения. Упоминает Пирогова в романе «Лето Господне» Иван Сергеевич Шмелёв.
Николай Иванович служил ближним без преувеличения до последнего вздоха. Уже в преклонном возрасте он откликнулся на призыв правительства и Общества Красного Креста отправиться на Балканскую войну. А своим ученикам-хирургам и всем врачам будущего завещал: «Не дайте заглохнуть в душе вере и стремлению к добру — они у вас есть, как и у всего человечества».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России