
Фото: PxHere
В доме московского купца Ивана Ильича Вавилова царила тишина. Это было необычно: здесь всегда звучали громкие детские голоса. Сыновья Ивана Ильича, Серёжа и Николай, любили шумные игры. Но уже довольно долго мальчишек не было ни видно, ни слышно. Отец прошёлся по комнатам — никого. Он вышел во двор. Там стоял старый сарай. Оттуда доносились приглушённые голоса. «Ах, вот они где, голубчики!» — только и успел сказать Иван Ильич, как из окон сарая вдруг повалил густой дым, и через секунду Серёжа с Колей сами оттуда выскочили. Оказалось, мальчишки соорудили в сарае химическую лабораторию и ставили опыты. Отец устроил «юным натуралистам» хороший нагоняй. Мальчишки понимали: отец бранит за дело. Но ведь они не хотели ничего плохого! Просто их очень интересовали естественные науки. Спустя годы оба брата стали выдающимися учёными. Николай Иванович Вавилов — знаменитым селекционером и генетиком. Сергей Иванович — физиком, основателем советской научной школы физической оптики. И всю жизнь их связывала не только любовь к науке, но и трепетная забота друг о друге, уважение и взаимовыручка.
Каждый из братьев Вавиловых ставил другого превыше себя. «Я-то что? Вот Сергей — это голова!» — часто повторял Николай Иванович в ответ на похвалы в свой адрес. А Сергей Иванович признавался, что с самого детства Николай оказывал большое влияние на его интеллектуальное развитие. Коля был старше на 4 года, и раньше научился читать. Прочтя какую-нибудь интересную книгу из обширной семейной библиотеки, он спешил рассказать её содержание Сергею. Часто читал младшему братишке вслух. Оба очень любили историческую литературу, особенно произведения о Петре Великом. Ну, а когда немного подросли, взялись за учебники физики, химии, ботаники. Отца всё это не слишком радовало. Он хотел, чтобы сыновья, вслед за ним, пошли по торговой стезе. Поэтому отдал обоих в коммерческое училище. Впрочем, и для Николая, и для Сергея, это стало отличной образовательной базой. Впоследствии Вавилов-старший поступил в Сельскохозяйственную академию, ныне — знаменитую Тимирязевскую. А младший брат окончил Московское высшее техническое училище — сегодня это Бауманский университет. Интерес к торговому делу Ивану Ильичу сыновьям привить не удалось. Зато он с детства вложил в них искреннюю и глубокую веру в Бога, которую братья Вавиловы, несмотря ни на что, сумели пронести через всю жизнь.
Оба Вавиловых преуспевали в своих научных исследованиях. Николай выводил новые, не боящиеся болезней и холодов, зерновые культуры, собирал коллекцию семян со всего света. Сергей изучал оптические явления. Это он создал люминесцентные лампы — принципиально новый для того времени источник света. И хотя исследования братьев лежали в разных областях, они и в работе поддерживали друг друга. В 1921 году Николай Иванович побывал в командировке в Соединённых Штатах Америки. Оттуда он писал своей супруге, Елене Ивановне Барулиной: «Для Сергея достал книжку, которую он одобрит: отчеты всех физиков о новейших работах Эйнштейна».
В 1940 году случилось непредвиденное и страшное: Николая Ивановича Вавилова арестовали по ложному доносу недоброжелателей. Сергей в те дни писал в своём дневнике: «Думать о чём-нибудь другом не могу. Господи, может, это всё ошибка?». Увы — Николая осудили на 20 лет за преступление, которого он не совершал. Сергей, тогда уже председатель Академии Наук, пытался стучать во все двери. Весной 1943 года он отправил письмо Сталину, в котором просил освободить брата. «Только помощь и поддержка Николая позволили мне стать крупным ученым», — писал Сергей. А через несколько дней он узнал, что ещё зимой, 26 января, Николай скончался в Саратовской тюрьме...
Ученик Сергея Ивановича, нобелевский лауреат Илья Франк оставил воспоминания о Вавиловых. Он писал, что всю жизнь братья были близки между собой, и что их духовная связь до самого конца была так же крепка, как и когда-то в детстве.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер