7 декабря 1826 года, в канун первой годовщины царствования императора Николая Первого, Фёдор Глинка опубликовал в журнале «Северная пчела» стихотворение, посвящённое государю. В нём поэт призывал царя «...как пращур Пётр, дружить по сердцу, правоте, / И при звезде ночной томить над делом очи». Несколько дней спустя поэтическое приветствие направил императору и Александр Сергеевич Пушкин. В своём стихотворении «Стансы» он вспоминал славные деяния Петра Первого, и, сравнивая Николая с его знаменитым прапрадедом, писал: «Семейным сходством будь же горд...» Николая Первого сравнивали с Петром не только поэты-современники. И сегодня историки проводят параллели между двумя императорами.
Они походили друг на друга даже внешне. Оба — высокие. Рост у Петра был больше двух метров, у Николая — 189 см. И тот, и другой предпочитали скромный, едва ли не спартанский быт. Профессор Леонид Выскочков отмечает и такое общее увлечение государей, как любовь к церковному пению. По словам историка, Николай Первый любил церковные службы. В церкви Аничкова дворца он часто пел вместе с певчими. Пётр Первый тоже присоединялся к церковному хору — например, когда приезжал в Покровский храм в Филях, который очень любил.
По мнению учёных, схож у Петра и Николая был и подход к государственной политике. Так, например, Пётр Великий начал процесс упорядочивания законодательства, стараясь систематизировать законы, сделать их рабочими, актуальными и современными. Для этого он создал особый государственный орган — Палату об Уложении. Обновление законодательства было длительным процессом, а решена важнейшая задача оказалась именно в годы правления Николая Первого. Наконец увидело свет Полное собрание законов Российской империи и был напечатан Свод актуальных, действующих законов.
Николай Первый не скрывал, что, во многом действительно старается следовать по стопам своего великого предка. Ему нравилось говорить о своём прадеде. О царе Петре Алексеевиче неоднократно и подолгу беседовал с Николаем Пушкин. Поэт рассказывал друзьям, что император знает о Петре решительно всё. На технический прогресс у двух императоров тоже были общие взгляды. Они не боялись внедрять в российские реалии передовые западные технологии. Так, Пётр по европейскому образцу построил мощный флот. А Николай Первый стал инициатором строительства и развития российских железных дорог. В 1842 году он подписал указ о строительстве железнодорожной ветки Санкт-Петербург-Москва. После кончины императора в 1855-м, и вплоть до начала 20-х годов ХХ века эта линия носила в его честь название Николаевская. А сама первая железная дорога по указу царя соединила Санкт-Петербург и Павловск ещё в 1837-м. В честь этого события была выпущена памятная медаль с изображениями двух императоров — Николая и Петра. И надписью: «Николай Первый, достойный преемник Петра Великого».
Все выпуски программы Открываем историю
Ярославская Печерская икона Божией Матери (фреска)
Имя мещанки Александры Добычкиной в мае 1823 года стало известно всем жителем Ярославля. Причиной тому послужило чудесное исцеление женщины. Она много лет страдала от жестоких болей в суставах и со слезами молилась Божией Матери. Однажды болящая увидела во сне Печерскую икону Богородицы. На изображении Пречистая Дева восседала на троне, с короной на голове. Царице Небесной предстояли преподобные Антоний и Феодосий — основатели Киево-Печерской лавры.
Александра получила от Божией Матери указание отыскать в Ярославле увиденный образ и совершить перед ним молебен. Страдалица обошла немало храмов. И наконец, узнала знакомое изображение! Это была фреска на стене церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня в Спасо-Преображенском монастыре. Приблизившись к иконе, болящая почувствовала облегчение. А после молебна Божией Матери совершенно исцелилась!
В Ярославский монастырь к чудотворному образу потянулись верующие. Были зафиксированы многочисленные исцеления. В 1860 году монастырскую церковь, в которой находилась чудотворная фреска, отреставрировали и освятили заново в честь Печерской иконы Божией Матери. Настенное изображение украсили драгоценным киотом.
Паломничество к святыне продолжалось почти сто лет. После революции 1917 года Спасо-Преображенский монастырь закрыли. Безбожники варварски скололи со стены Печерского храма лик Царицы Небесной. Однако, на этом история чудотворного образа не закончилась. В 2023 году реставраторы восстановили настенное изображение Печерской Ярославской иконы по дореволюционным описаниям. Святыня вновь доступна для поклонения!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Два дня Поста. Светлана Бакулина
Последние несколько лет у меня сложилась традиция приезжать на первую неделю Великого поста пожить в монастыре. Там я стала узнавать больше о смыслах, традициях, символизме этого церковного периода.
Например, когда приехала впервые, узнала, что в первые два дня Великого поста монашествующие вообще не вкушают пищу и не пьют даже воду. Говорят, что такая строгость первых дней задаёт некий правильный тон на всю четыредесятницу.
Я видела вживую, как складывается день этих людей: с пяти утра и до двенадцати дня соборно в молитве на Богослужении, затем с пяти и до семи вечера вновь в храме на Великом повечерии с чтением канона Андрея Критского. Часть Богослужения проходит на коленях. В лицах этих людей не видно страданий от недоедания, недосыпания, но наоборот столько силы и энергии. «Но откуда?» — задумалась я. Для меня и день прожить без вкусной еды — подвиг, а прийти на службу и пробыть там несколько часов на ногах, не поев, не поспав и так каждый день, — это что-то фантастическое. «Физической силы тут недостаточно точно, здесь необходима сила духовная» — размышляла я.
На следующий год я попробовала подражать монахам в воздержании. Но целью были не духовные мотивы, а просто проверить физически смогу я прожить два дня без еды или нет. Один день смогла, да только уже на второй объелась так, как не наедалась даже до поста. Так что план тренировки в воздержании в пост был провален.
Ещё через год решила, что уж на третий раз я точно смогу, как монахи. Главное в этот раз не о еде думать, а настраиваться на пост душевный. В прошлый не получилось у меня одухотворится и попоститься, потому что я неправильные цели ставила — заключила я. Теперь буду ходить на все службы и утром, и вечером и все молитвы читать вместе с монахами. Есть и пить два дня не буду. И вот после таких подвигов уж наверняка все грехи и страсти как рукой снимет с меня — самонадеянно решила я.
Первый день прошёл отлично. Так мне показалось. Провела 8 часов в храме, на еду и воду не смотрела, статьи духовного содержания читала. Так я была довольна собой, что очень захотелось с кем-то поделиться своими успехами и новыми знаниями.
«В монастыре никого таким не удивишь» — решила я. Здесь это не подвиг, а обычный день. И вот на моё счастье позвонил из города мой знакомый. Что-то стал спрашивать, а я ему в ответ давай рассказывать о своём дне в монастыре. Рассказ мой оказался ему не так интересен. Мы даже успели слегка повздорить на религиозной почве. «Ага. А ещё православным себя называет. А сам на каноне Андрея Критского ни разу в жизни не был. Совсем о покаянии не думает...» — с осуждением бросила я фразу под конец разговора. Конечно же, обидела человека. Разговор получился плохой. Я разозлилась, успела осудить.
Ночью спала плохо и второй день моего постничества начался уже не так гладко, как вчера. С самого утра меня бросало то в жар, то в холод, кружилась голова. Всё раздражало. В голове крутился вчерашний неприятный разговор. На службе уже не могла ни стоять, ни сидеть. Стала молиться: «Господи, помоги!». И в голове вдруг возник вопрос: «А я точно вообще всё делаю правильно?» Буквально вчера я читала статью, где приводилась цитата Серафима Саровского: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте».
Теперь я поняла насколько точно она характеризовала меня. Ограничив себя постом телесным, я совершенно пренебрегла постом духовным. Но одно без другого невозможно. И первое, что я сделала после службы — написала тому человеку, попросила прощения. Это был мой первый шаг к исправлению. Вторым шагом стало осознание своих мотивов — тщеславный подход к посту. Я приписывала все успехи, изменения и достижения исключительно себе и своей силе воли. В то время как сам Господь сказал: «Без меня не можете творить ничего». И ведь действительно это так. Только стоило в молитве обратить к нему, как всё стало налаживаться, в том числе моё состояние и мысли.
Эти два дня поста действительно помогли мне начать внутреннюю работу над собой. Которую я продолжаю и по сей день. Только теперь не одна. С Богом.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
28 сентября. О фарисействе
В 8-й главе Евангелия от Иоанна есть слова, сказанные Христом к фарисеям: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти».
О фарисействе, — епископ Черняховский и Славский Николай.