
Николай Тимофеев-Ресовский Изображение: https://clck.ru/34vKzw
Выдающиеся генетики, биофизики, радиологи Николай и Елена Тимофеевы-Ресовские познакомились в Москве в тысяча девятьсот двадцать первом году, на практикуме профессора Кольцова, основателя молекулярной биологии.
За плечами Николая, потомка дворян и казаков, была и Первая мировая, и гражданская война. Он работал пастухом, грузчиком, чинил молотилки, пел в хоре. И умудрялся учиться на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета.
Спокойная, рассудительная, домовитая Елена Фидлер, Лёлька, как называли её друзья, была полной противоположностью взрывному темпераментному Николаю. Уже через две недели после знакомства он сделал ей предложение. Николай и Елена обвенчались в московском храме Успения Божией Матери на Могильцах.
«Колюша свернёт кого хочешь», — так говорила Елена о муже. А тот, наговорив лишнего в спорах с коллегами, прибегал к дипломатическому таланту жены, чтобы вновь навести дружеские мосты. «Без Лёльки я не владею техникой жизни», — делился Николай.
В середине двадцатых годов советская биология была в авангарде мировой науки. Поэтому немецкий профессор Оскар Фогт обратился к Кольцову с просьбой порекомендовать способного молодого учёного для работы в берлинском Институте исследования мозга. Кольцов посоветовал Тимофеева-Ресовского. Николай возглавил генетический отдел, который со временем стал самостоятельным институтом биофизики и генетики.
В двадцать третьем году у Тимофеевых-Ресовских родился старший сын Дмитрий, в двадцать седьмом — Андрей. Елена Александровна заботилась о родных, но не оставляла науку. Она проводила исследования, публиковалась в ведущих мировых журналах. Уже тогда появилась семейная традиция вечеров вместе с сотрудниками института. В неформальном общении решались рабочие вопросы, обсуждались новости науки.
Великая Отечественная война застала Тимофеевых-Ресовских в Берлине. На предложение принять немецкое гражданство Николай Владимирович ответил: «Я родился русским и не вижу никаких средств изменить этот факт». Он продолжал возглавлять институт, но находился фактически в статусе заложника. Это не помешало Тимофееву-Ресовскому начать свою борьбу. Он готовил запросы на учёных, попавших в тюрьмы и концлагеря, а потом переправлял людей в лаборатории к надёжным немецким коллегам. Елена Александровна помогала мужу.
Сын Дмитрий втайне от родителей вступил в подпольную антифашистскую организацию. В сорок третьем его арестовали, юноша попал в гестапо. Тимофееву-Ресовскому предложили заняться исследованиями расовой неполноценности славян и цыган, а взамен обещали облегчить участь Дмитрия. Николай Владимирович не нашёл в себе силы сразу отказать. Сутки он вместе с Еленой Александровной размышлял, ни с кем не виделся, не спал. Они сидели друг перед другом и думали... Много лет спустя Елена Александровна рассказывала о своих мыслях: что же скажет сын, если его освободят, и он узнает, какой ценой?.. Дмитрий погиб в концлагере Маутхаузен, но родители не узнали об этом. Елена Александровна всю жизнь не теряла надежды получить весточку о сыне. А Николай Владимирович никогда с тех пор не говорил о Дмитрии — так ему было тяжело.
После войны Николая Тимофеева-Ресовского арестовали и по этапу отправили в Москву, а потом в Карагандинский лагерь. Через год, едва живого от истощения, Тимофеева-Ресовского перевели в секретное НИИ на Южном Урале. Об этом сообщили жене. Елена Александровна собрала библиотеку Николая Владимировича и последовала за ним.
В середине пятидесятых Тимофеева-Ресовского освободили. Последним местом его работы стал Обнинск. Дом Тимофеевых-Ресовских по-прежнему был открыт для учеников, друзей и коллег. Тёплой дружеской атмосферой эти вечера были обязаны Елене Александровне. Беседовали не только о науке, слушали музыку, обсуждали книги и кинофильмы, вели философские споры.
В тысяча девятьсот семьдесят третьем году Елены Александровны не стало. Она скончалась в Пасхальный вечер. Супруг пережил её на семь лет. Последнюю исповедь Николая Владимировича принял священник Александр Мень. Он сравнил Тимофеева-Ресовского с титанами эпохи Возрождения. И добавил: «Он был светлый христианин».
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда ребёнок попадает в беду, даже если в этом есть его вина, нормальный родитель сочувствует ему и всячески старается помочь. Христианство нередко называет верующих детьми Божиими, но действует ли Бог, как любящий родитель? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Некоторое время назад я столкнулся в интернете с обсуждением вопроса: «Кто для мужчины важнее, мама или жена?» Молодой человек утверждал, что жён у него может быть сколько угодно, в то время как мама — одна, и поэтому, естественно, она важнее. И хотя многим мамам подобные рассуждения могут показаться верными, библейский взгляд на это несколько иной. Человек призван «оставить отца и мать» и «прилепиться к жене своей», которая никак не может рассматриваться как одна из многих или очередная, но лишь как единственная. Ни для кого не секрет, что родительская любовь бывает не менее эгоистичной, чем супружеская. Иногда родители разрушают браки детей, иногда вообще не дают им вступить в брак. Несколько раз мне приходилось общаться с матерями, лишёнными родительских прав, которые вообще не интересовались своими детьми. За годы размышлений я пришёл к тому, что не существует никаких объективных критериев, по которым лучше всегда были бы матери и отцы, а хуже мужья и жёны. Существуют просто разумные и рассудительные люди, которые умеют любить и выстраивать отношения. И из них выходят прекрасные жёны или мужья, а потом прекрасные матери или отцы.
В сегодняшнем чтении из послания к римлянам апостол Павел рассуждает о положении обычного человека после грехопадения. Все мы рождаемся в мире, в котором царствует смерть, и мы оказываемся рабами страха смертного, рабами бега времени, рабами собственных страстей. Однако, по мысли апостола, это рабство носит временный характер, потому что, соединившись со Христом, люди получают такую обильную благодать от Бога, что могут стать царями, то есть полноправными хозяевами собственной жизни. Но человека, порабощённого грехом, необходимо было к этому состоянию привести и на этом этапе важной вехой оказывался ветхозаветный закон. Причём, Апостол говорит, что пока не было закона людей, не за что было судить. Как например, человека, который просто слоняется без дела, невозможно обвинить в том, что он ошибся направлением, так и невозможно было обвинять тех, кто формально перед Богом ничего не нарушал. Когда же появился закон — ответственность людей усилилась и стал умножаться грех, но поразительным образом, чем больше стал умножаться грех, тем больше Бог стал посылать Свою благодать, потому что чем тяжелее человеку на пути к спасению, тем больше Бог готов его поддерживать. Естественно, как по-настоящему любящий родитель, Он знает, в чём нуждаются Его дети! Впрочем, в родительстве Господа есть один важный нюанс. Он имеет дело со взрослыми людьми. Когда мы ведём ребёнка к врачу, порой малыша приходится держать, потому что он боится и вырывается. При этом взрослого здравомыслящего человека держать уже не получится. Мы можем сколько угодно любить его и желать ему блага, но он будет отвечать за себя сам, каким бы ни был его сознательный выбор. Бог, конечно, считает нас Своими детьми, но не младенцами, а взрослыми, сознательными и свободными. Он любит нас и, чем плачевнее наше состояние, тем больше Он готов помогать, но только при условии, что и мы готовы работать над собой вместе с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Влияние Первого Вселенского Собора на жизнь Восточной Церкви». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как решения Первого Вселенского Собора в 325-ом году повлияли на жизнь и развитие богословия Восточной Церкви в последующие века.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора;
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора;
Третья беседа с Георгием Захаровым была посвящена постановлениям Собора, связанным с устройством и жизнью Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер