
— Простите, вы не могли бы мне помочь?
— Постараюсь. Какая помощь вам требуется?
— Понимаете, я корреспондент газеты, мне нужно сделать пару снимков для репортажа отсюда, из Приморской картинной галереи. Вы не подержите светоотражатель?
— О, это легко! Какое полотно вы хотите сфотографировать?
— Пожалуй, самый выигрышный вариант — картина Николая Харламова «Русская девушка». Образ героини в народном костюме построен на контрастах: яркие бусы — белая сорочка. И головной убор на девушке создаёт чёткий геометрический рисунок — как раз хорошо для снимка. Странный, кстати, убор — в первый раз такой вижу.
— Это парчовый платок, завязанный особым способом, его называли «складка». Спереди в ткань закрепляли жёсткую полоску из картона, и за счёт этого убор возвышался надо лбом. Два конца отреза скрепляли на затылке, а два других свободно ниспадали по плечам и спине.
— А вот интересно, художник изобразил свою модель с тщательно покрытой головой и назвал работу «Русская девушка». Разве девицы в патриархальном обществе должны были прятать волосы под платок?
— Тонкое замечание. Девушки на Руси действительно покрывали голову символически — лентой, венчиком или кокошником, оставляя волосы на виду. А складку носили замужние женщины и просватанные барышни. Взгляните на выражение лица девушки на картине — в нём угадывается особое волнение. Такой трепет человек испытывает на пороге важных перемен в жизни. Парчовый головной убор на голове героини подсказывает нам, что таким рубежом в её жизни станет свадьба.
— Значит, Харламов ничего не напутал!
— Конечно же, нет! Николай Николаевич хорошо знал русские народные обычаи — он был сыном сельского священника, вырос среди простых людей.
— Надо же — сын священника стал художником. Не захотел пойти по духовной линии?
— Было у Харламова такое стремление. Он даже окончил Духовное училище во Владимире, поступил в семинарию. Но незадолго до получения диплома забрал документы и стал студентом Императорской академии художеств. Картина «Русская девушка» создана им как раз во время учёбы, в 1888 году.
— А почему Харламов из семинарии ушёл? Веру в Бога потерял?
— Ни в коем случае! Он решил служить Богу и Церкви иным образом.
— Каким?
— Николай Николаевич стал иконописцем. Настоящим мастером! Его даже пригласили работать над внутренним убранством храма Спаса-на- Крови в Санкт-Петербурге.
— Я там был на экскурсии! Потрясающие мозаики!
— Так вот эскизы для сорока двух из тех мозаик написал именно Николай Харламов! За работу в области церковного искусства художник получил звание академика живописи.
— А светские картины он больше не писал?
— Писал. После революции художник поселился в деревне в Ивановской губернии. Жил скромно, рисовал соседей-крестьян.
— Но эти портреты, наверное, не имеют такой ценности, как мозаики в храме Спаса-на-Крови?
— У них своя, особая ценность. Николай Николаевич красками на холсте мог поведать о надеждах и чаяниях своего героя, его скорбях и вере, месте в истории родины. Вот и картина «Русская девушка» — не только эффектный арт-объект, но и трогательный рассказ о земном пути неповторимого Божьего создания.
Картину Николая Харламова «Русская девушка» можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица