

— Простите, вы не могли бы мне помочь?
— Постараюсь. Какая помощь вам требуется?
— Понимаете, я корреспондент газеты, мне нужно сделать пару снимков для репортажа отсюда, из Приморской картинной галереи. Вы не подержите светоотражатель?
— О, это легко! Какое полотно вы хотите сфотографировать?
— Пожалуй, самый выигрышный вариант — картина Николая Харламова «Русская девушка». Образ героини в народном костюме построен на контрастах: яркие бусы — белая сорочка. И головной убор на девушке создаёт чёткий геометрический рисунок — как раз хорошо для снимка. Странный, кстати, убор — в первый раз такой вижу.
— Это парчовый платок, завязанный особым способом, его называли «складка». Спереди в ткань закрепляли жёсткую полоску из картона, и за счёт этого убор возвышался надо лбом. Два конца отреза скрепляли на затылке, а два других свободно ниспадали по плечам и спине.
— А вот интересно, художник изобразил свою модель с тщательно покрытой головой и назвал работу «Русская девушка». Разве девицы в патриархальном обществе должны были прятать волосы под платок?
— Тонкое замечание. Девушки на Руси действительно покрывали голову символически — лентой, венчиком или кокошником, оставляя волосы на виду. А складку носили замужние женщины и просватанные барышни. Взгляните на выражение лица девушки на картине — в нём угадывается особое волнение. Такой трепет человек испытывает на пороге важных перемен в жизни. Парчовый головной убор на голове героини подсказывает нам, что таким рубежом в её жизни станет свадьба.
— Значит, Харламов ничего не напутал!
— Конечно же, нет! Николай Николаевич хорошо знал русские народные обычаи — он был сыном сельского священника, вырос среди простых людей.
— Надо же — сын священника стал художником. Не захотел пойти по духовной линии?
— Было у Харламова такое стремление. Он даже окончил Духовное училище во Владимире, поступил в семинарию. Но незадолго до получения диплома забрал документы и стал студентом Императорской академии художеств. Картина «Русская девушка» создана им как раз во время учёбы, в 1888 году.
— А почему Харламов из семинарии ушёл? Веру в Бога потерял?
— Ни в коем случае! Он решил служить Богу и Церкви иным образом.
— Каким?
— Николай Николаевич стал иконописцем. Настоящим мастером! Его даже пригласили работать над внутренним убранством храма Спаса-на- Крови в Санкт-Петербурге.
— Я там был на экскурсии! Потрясающие мозаики!
— Так вот эскизы для сорока двух из тех мозаик написал именно Николай Харламов! За работу в области церковного искусства художник получил звание академика живописи.
— А светские картины он больше не писал?
— Писал. После революции художник поселился в деревне в Ивановской губернии. Жил скромно, рисовал соседей-крестьян.
— Но эти портреты, наверное, не имеют такой ценности, как мозаики в храме Спаса-на-Крови?
— У них своя, особая ценность. Николай Николаевич красками на холсте мог поведать о надеждах и чаяниях своего героя, его скорбях и вере, месте в истории родины. Вот и картина «Русская девушка» — не только эффектный арт-объект, но и трогательный рассказ о земном пути неповторимого Божьего создания.
Картину Николая Харламова «Русская девушка» можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее.