
— Простите, вы не могли бы мне помочь?
— Постараюсь. Какая помощь вам требуется?
— Понимаете, я корреспондент газеты, мне нужно сделать пару снимков для репортажа отсюда, из Приморской картинной галереи. Вы не подержите светоотражатель?
— О, это легко! Какое полотно вы хотите сфотографировать?
— Пожалуй, самый выигрышный вариант — картина Николая Харламова «Русская девушка». Образ героини в народном костюме построен на контрастах: яркие бусы — белая сорочка. И головной убор на девушке создаёт чёткий геометрический рисунок — как раз хорошо для снимка. Странный, кстати, убор — в первый раз такой вижу.
— Это парчовый платок, завязанный особым способом, его называли «складка». Спереди в ткань закрепляли жёсткую полоску из картона, и за счёт этого убор возвышался надо лбом. Два конца отреза скрепляли на затылке, а два других свободно ниспадали по плечам и спине.
— А вот интересно, художник изобразил свою модель с тщательно покрытой головой и назвал работу «Русская девушка». Разве девицы в патриархальном обществе должны были прятать волосы под платок?
— Тонкое замечание. Девушки на Руси действительно покрывали голову символически — лентой, венчиком или кокошником, оставляя волосы на виду. А складку носили замужние женщины и просватанные барышни. Взгляните на выражение лица девушки на картине — в нём угадывается особое волнение. Такой трепет человек испытывает на пороге важных перемен в жизни. Парчовый головной убор на голове героини подсказывает нам, что таким рубежом в её жизни станет свадьба.
— Значит, Харламов ничего не напутал!
— Конечно же, нет! Николай Николаевич хорошо знал русские народные обычаи — он был сыном сельского священника, вырос среди простых людей.
— Надо же — сын священника стал художником. Не захотел пойти по духовной линии?
— Было у Харламова такое стремление. Он даже окончил Духовное училище во Владимире, поступил в семинарию. Но незадолго до получения диплома забрал документы и стал студентом Императорской академии художеств. Картина «Русская девушка» создана им как раз во время учёбы, в 1888 году.
— А почему Харламов из семинарии ушёл? Веру в Бога потерял?
— Ни в коем случае! Он решил служить Богу и Церкви иным образом.
— Каким?
— Николай Николаевич стал иконописцем. Настоящим мастером! Его даже пригласили работать над внутренним убранством храма Спаса-на- Крови в Санкт-Петербурге.
— Я там был на экскурсии! Потрясающие мозаики!
— Так вот эскизы для сорока двух из тех мозаик написал именно Николай Харламов! За работу в области церковного искусства художник получил звание академика живописи.
— А светские картины он больше не писал?
— Писал. После революции художник поселился в деревне в Ивановской губернии. Жил скромно, рисовал соседей-крестьян.
— Но эти портреты, наверное, не имеют такой ценности, как мозаики в храме Спаса-на-Крови?
— У них своя, особая ценность. Николай Николаевич красками на холсте мог поведать о надеждах и чаяниях своего героя, его скорбях и вере, месте в истории родины. Вот и картина «Русская девушка» — не только эффектный арт-объект, но и трогательный рассказ о земном пути неповторимого Божьего создания.
Картину Николая Харламова «Русская девушка» можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее.
«Журнал от 18.07.2025». Алексей Соколов, Алена Рыпова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Анна Леонтьева, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— День памяти святых Царственных страстотерпцев;
— Красота и сложность сотворенного мира как свидетельство существования Творца;
— Понетаевская икона Божией Матери «Знамение»;
— «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
«Святой архипелаг»

«Святой архипелаг». Россия, режиссёр Сергея Дебижев
— Соловки до революции — вот так вот сложилось, что они смогли запечатлеть и в архитектуре, и в укладе, и в образе жизни, который здесь был, идеал человека.
— Соловки — это одно из таких мест, в которых люди имеют возможность понять, что есть вечность, и мы в каком-то соотношении с этой вечностью находимся.
Вечность в каждом кадре. Так в двух словах можно описать картину Сергея Дебижева «Святой архипелаг». Фрагмент из неё только что прозвучал. Режиссёру удалось невероятное: перенести на экран духовную атмосферу Соловецких островов — архипелага в Белом море, к юго-западу от Архангельска — молитвенную, светлую, наполненную любовью к Богу. Кино документальное, однако оно в самом полном смысле слова — картина, произведение искусства.
Лента вышла на экраны в 2022-м году, завоевала множество фестивальных наград, среди которых — серебряный Святой Георгий 44-го Московского кинофестиваля и приз Китайской академии документального кино в номинации «Лучшая операторская работа». Но главной наградой для всей съёмочной группы стал зрительский интерес к фильму. По словам Сергея Дебижева, многим сегодня, наконец, становится ясно, что материальная сторона жизни — отнюдь не главенствующая. Картина «Святой архипелаг» в каком-то смысле стала ответом на духовные запросы современного кинозрителя. Возможностью увидеть мир, выходящий за рамки нашей повседневной будничной гонки. Мир, где в каждом окружающем звуке и глотке воздуха ощущается его полнота и радость.
Практически каждый кадр документального фильма «Святой архипелаг» зрелищный и запоминающийся. Мы видим, как монахи Соловецкого монастыря пекут просфоры, кормят птиц прямо из рук, плавают на лодке по Белому морю, а вокруг них играет стая белух. И, конечно же, молятся. Над монастырём, над морем и островами не умолкает монашеская молитва.
И всё же режиссёр Сергей Дебижев утверждает: фильм не просто о Соловках, Соловецком монастыре и его монахах. Он — о смысле и течении жизни. О том, какой она становится, когда каждая её минута наполняется Богом. Именно об этом размышляет один из героев картины, руководитель плотницкой мастерской Соловецкого монастыря, в которой вырезают поклонные кресты, Георгий Кожокарь.
— Остановитесь вот перед любым камнем, перед любой травинкой, локоном леса, природы, воды — невозможно не услышать голос Божий: Аз Есмь. То есть, здесь. Вот, Я тут. Я тут — сейчас.
Смотришь на экран, а там в бескрайнем море вокруг Соловецкого монастыря отражается бездонное небо. И не видно границы между ними. И не знаешь, на небе ты, или на земле. Это ощущение усиливает музыка, которую написал для фильма «Святой Архипелаг» музыкант и композитор Вячеслав Бутусов. Впрочем, по словам режиссёра Сергея Дебижева, настроение фильма запечатлевалось по мере работы над ним, словно само по себе. А точнее — по воле Божьей. Как живут по воле Божьей уже шесть веков святые Соловки. И неугасимой лампадой светят миру.
Кирсанов (путешествие по городу)

Кирсанов — город в Центрально-Чернозёмном районе России, на востоке Тамбовской области. Его история началась в конце семнадцатого века со строительства железоделательного завода. Первым при производстве поселился крестьянин Хрисанф Зубахин, в народном произношении — Кирсан. Его имя и дало название селению. Железоделательный завод вскоре закрылся, а Кирсанов продолжал существовать — сначала как посёлок, а с 1779 года — как уездный город. Он успешно развивался за счёт удачного географического положения. Через Кирсанов проходили тракты, ведущие в Воронеж, Камышин и Пензу. В 1875 году здесь появилась станция железной дороги, соединявшей Тамбов и Саратов. Всё это способствовало торговле. Неудивительно, что значительную часть городского населения составляли купцы. В традициях этого сословия всегда были благотворительность и строительство храмов. К началу двадцатого века в Кирсанове действовали восемь церквей. До наших дней сохранилось две из них — бессребреников Космы и Дамиана и Тихвинской иконы Божией Матери. В этих храмах — память о прошлом и надежда на будущее Кирсанова.
Радио ВЕРА в Кирсанове можно слушать на частоте 102,2 FM