
— Простите, вы не могли бы мне помочь?
— Постараюсь. Какая помощь вам требуется?
— Понимаете, я корреспондент газеты, мне нужно сделать пару снимков для репортажа отсюда, из Приморской картинной галереи. Вы не подержите светоотражатель?
— О, это легко! Какое полотно вы хотите сфотографировать?
— Пожалуй, самый выигрышный вариант — картина Николая Харламова «Русская девушка». Образ героини в народном костюме построен на контрастах: яркие бусы — белая сорочка. И головной убор на девушке создаёт чёткий геометрический рисунок — как раз хорошо для снимка. Странный, кстати, убор — в первый раз такой вижу.
— Это парчовый платок, завязанный особым способом, его называли «складка». Спереди в ткань закрепляли жёсткую полоску из картона, и за счёт этого убор возвышался надо лбом. Два конца отреза скрепляли на затылке, а два других свободно ниспадали по плечам и спине.
— А вот интересно, художник изобразил свою модель с тщательно покрытой головой и назвал работу «Русская девушка». Разве девицы в патриархальном обществе должны были прятать волосы под платок?
— Тонкое замечание. Девушки на Руси действительно покрывали голову символически — лентой, венчиком или кокошником, оставляя волосы на виду. А складку носили замужние женщины и просватанные барышни. Взгляните на выражение лица девушки на картине — в нём угадывается особое волнение. Такой трепет человек испытывает на пороге важных перемен в жизни. Парчовый головной убор на голове героини подсказывает нам, что таким рубежом в её жизни станет свадьба.
— Значит, Харламов ничего не напутал!
— Конечно же, нет! Николай Николаевич хорошо знал русские народные обычаи — он был сыном сельского священника, вырос среди простых людей.
— Надо же — сын священника стал художником. Не захотел пойти по духовной линии?
— Было у Харламова такое стремление. Он даже окончил Духовное училище во Владимире, поступил в семинарию. Но незадолго до получения диплома забрал документы и стал студентом Императорской академии художеств. Картина «Русская девушка» создана им как раз во время учёбы, в 1888 году.
— А почему Харламов из семинарии ушёл? Веру в Бога потерял?
— Ни в коем случае! Он решил служить Богу и Церкви иным образом.
— Каким?
— Николай Николаевич стал иконописцем. Настоящим мастером! Его даже пригласили работать над внутренним убранством храма Спаса-на- Крови в Санкт-Петербурге.
— Я там был на экскурсии! Потрясающие мозаики!
— Так вот эскизы для сорока двух из тех мозаик написал именно Николай Харламов! За работу в области церковного искусства художник получил звание академика живописи.
— А светские картины он больше не писал?
— Писал. После революции художник поселился в деревне в Ивановской губернии. Жил скромно, рисовал соседей-крестьян.
— Но эти портреты, наверное, не имеют такой ценности, как мозаики в храме Спаса-на-Крови?
— У них своя, особая ценность. Николай Николаевич красками на холсте мог поведать о надеждах и чаяниях своего героя, его скорбях и вере, месте в истории родины. Вот и картина «Русская девушка» — не только эффектный арт-объект, но и трогательный рассказ о земном пути неповторимого Божьего создания.
Картину Николая Харламова «Русская девушка» можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее.
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. Об истории Псково-Покровской иконы Богородицы

Сегодня 14 октября. Церковь чтит Псково-Покровскую икону Богородицы.
О её истории — протоиерей Василий Гелеван.
Псково-Покровская икона Божией Матери явилась в 1581 году, и её чудесное явление связано с именем старца Дорофея. Дело было так, что возле городских стен уже стояли вражеские ополчения во главе со Стефаном Баторием, и, в общем, неминуемо угрожала городу гибель.
Когда что-то подобное происходило с Москвой, к примеру, люди сразу прибегали к молитве. Смоленск, Москва, Рязань, любые города — люди сразу прибегали к молитве Божьей Матери о заступлении. Потому и Россия называется уделом Божьей Матери, потому что есть потрясающий опыт, веками проверенный. Мы сразу молимся, и Богородица откликается, что есть эта обратная связь.
И вот тогда, в далёком XVI веке, в далёком от Москвы Пскове, люди русские пришли и помолились, причём начиная от архиереев и заканчивая вот этим кузнецом старцем Дорофеем. Люди искренне припали к Божьей Матери, со слезами просили избавления и получили его.
Матерь Божья, согласно видению, вошла в Покровскую церковь, потому и название иконы такое — Псково-Покровская икона Божией Матери.
Печерский монастырь мы все хорошо знаем. Уже оттуда пришла икона умиления, опять же, Божьей Матери, как подтверждение присутствия Матери Божьей и избавления.
Этот механизм работает и сегодня, и во все времена. Когда мы искренне просим Богородицу, она отзывается, приходит и помогает.
Все выпуски программы Актуальная тема