На полотне Николая Ге «Вестники воскресения» изображена святая Мария Магдалина, которая живёт в новой, пасхальной реальности. Её летящий образ говорит о том, что приземлённость меркнет перед величием воскресшего Христа.

— Паша, здравствуй! Давно мы с тобой не виделись!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Да, учёба в семинарии занимает много времени. Но сегодня отменили лекцию, преподаватель заболел, и я сразу же решил приехать в Третьяковскую галерею. Тем более, мне на метро до станции «Третьяковская» всего лишь десять минут.
— Это и правда очень удобно! Какие картины сегодня посмотрим?
— Недавно мы с приятелем разговорились о христианской живописи. Вспоминали разных художников, и я вдруг понял, что совсем мало знаю о религиозных картинах Николая Ге. Может быть, познакомите меня с какой-то из его работ, Маргарита Константиновна?
— С радостью! У Николая Ге — много прекрасных полотен, среди них — «Вестники воскресения». Это картина, лично на меня, производит особенно сильное впечатление. Если хочешь, можем пройти в тридцать третий зал и познакомиться с ней поближе.
— Конечно! Этот зал заметно отличается от других! Бордовые стены и приглушённый свет создают впечатление таинственности. А вот и «Вестники воскресенья»! Очень яркая и контрастная картина.
— Да, как видишь, она состоит из двух частей: светлой и тёмной. В светлой изображена Мария Магдалина, которая спешит поделиться с апостолами радостью о воскресшем Спасителе. Образ Магдалины противопоставлен тёмным фигурам воинов — именно они распяли Христа.
— Как интересно изображена Мария — будто не идёт, а летит!
— Да, Магдалина уже знает, что Господь воскрес. Она пока единственная среди учеников Христа живёт в новой, пасхальной реальности.
— Когда я размышляю об этих Евангельских событиях, всегда думаю о страхе и растерянности учеников Спасителя после Его Распятия. Они ведь прятались, боялись преследований. Сын Божий умер! Страшно даже подумать об этом.
— Да, Паша, в такой трагической ситуации апостолам было немудрено испугаться.
— Но Магдалина, невзирая на угрозу для собственной жизни, пришла к месту погребения Христа.
— ...И там встретилась с воскресшим Учителем. Представляешь, каким счастьем для Марии Магдалины стала эта встреча!
— Думаю, похожие чувства верующие люди переживают каждую Пасху. Поэтому созерцание образа Магдалины, её ликования на полотне Николая Ге вызывает у христиан особые переживания.
— Ты удивишься, Паша, но эту картину сначала не приняли в России. Критики обвинили художника в нереалистичности фигуры Магдалины и надуманности сюжета.
— Не приняли? Вот это да! Я, конечно, не искусствовед, но мне кажется, что именно нечеткий силуэт женщины, походка, которая больше напоминает полёт, все её движение навстречу пасхальному свету, как раз и являют собой главный смысл картины: телесность и приземлённость меркнет перед величием воскресшего Христа.
— Разделяю твоё восприятие, Паша. Для меня, картина Николая Ге «Вестники воскресенья» — одно из самых возвышенных и одухотворённых произведений искусства в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Как помнить о вечной жизни?» Священник Александр Насибулин, Алексей Волков, Яна Зотова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» священник Александр Насибулин, предприниматель Алексей Волков и педагог, музыкант Яна Зотова размышляли о том, как научиться заботиться и думать о вечной жизни больше, чем о земной. Также разговор шел о брате Иосифе Муньосе-Кортесе, хранителе Иверской Монреальской иконы Богородицы, о том, какой пример стремления к Царству Небесному он проявлял и о том, как мученически закончил свою земную жизнь.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема







