— Паша, здравствуй! Давно мы с тобой не виделись!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Да, учёба в семинарии занимает много времени. Но сегодня отменили лекцию, преподаватель заболел, и я сразу же решил приехать в Третьяковскую галерею. Тем более, мне на метро до станции «Третьяковская» всего лишь десять минут.
— Это и правда очень удобно! Какие картины сегодня посмотрим?
— Недавно мы с приятелем разговорились о христианской живописи. Вспоминали разных художников, и я вдруг понял, что совсем мало знаю о религиозных картинах Николая Ге. Может быть, познакомите меня с какой-то из его работ, Маргарита Константиновна?
— С радостью! У Николая Ге — много прекрасных полотен, среди них — «Вестники воскресения». Это картина, лично на меня, производит особенно сильное впечатление. Если хочешь, можем пройти в тридцать третий зал и познакомиться с ней поближе.
— Конечно! Этот зал заметно отличается от других! Бордовые стены и приглушённый свет создают впечатление таинственности. А вот и «Вестники воскресенья»! Очень яркая и контрастная картина.
— Да, как видишь, она состоит из двух частей: светлой и тёмной. В светлой изображена Мария Магдалина, которая спешит поделиться с апостолами радостью о воскресшем Спасителе. Образ Магдалины противопоставлен тёмным фигурам воинов — именно они распяли Христа.
— Как интересно изображена Мария — будто не идёт, а летит!
— Да, Магдалина уже знает, что Господь воскрес. Она пока единственная среди учеников Христа живёт в новой, пасхальной реальности.
— Когда я размышляю об этих Евангельских событиях, всегда думаю о страхе и растерянности учеников Спасителя после Его Распятия. Они ведь прятались, боялись преследований. Сын Божий умер! Страшно даже подумать об этом.
— Да, Паша, в такой трагической ситуации апостолам было немудрено испугаться.
— Но Магдалина, невзирая на угрозу для собственной жизни, пришла к месту погребения Христа.
— ...И там встретилась с воскресшим Учителем. Представляешь, каким счастьем для Марии Магдалины стала эта встреча!
— Думаю, похожие чувства верующие люди переживают каждую Пасху. Поэтому созерцание образа Магдалины, её ликования на полотне Николая Ге вызывает у христиан особые переживания.
— Ты удивишься, Паша, но эту картину сначала не приняли в России. Критики обвинили художника в нереалистичности фигуры Магдалины и надуманности сюжета.
— Не приняли? Вот это да! Я, конечно, не искусствовед, но мне кажется, что именно нечеткий силуэт женщины, походка, которая больше напоминает полёт, все её движение навстречу пасхальному свету, как раз и являют собой главный смысл картины: телесность и приземлённость меркнет перед величием воскресшего Христа.
— Разделяю твоё восприятие, Паша. Для меня, картина Николая Ге «Вестники воскресенья» — одно из самых возвышенных и одухотворённых произведений искусства в Третьяковской галерее.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.