На полотне Николая Ге «Вестники воскресения» изображена святая Мария Магдалина, которая живёт в новой, пасхальной реальности. Её летящий образ говорит о том, что приземлённость меркнет перед величием воскресшего Христа.

— Паша, здравствуй! Давно мы с тобой не виделись!
— Добрый день, Маргарита Константиновна! Да, учёба в семинарии занимает много времени. Но сегодня отменили лекцию, преподаватель заболел, и я сразу же решил приехать в Третьяковскую галерею. Тем более, мне на метро до станции «Третьяковская» всего лишь десять минут.
— Это и правда очень удобно! Какие картины сегодня посмотрим?
— Недавно мы с приятелем разговорились о христианской живописи. Вспоминали разных художников, и я вдруг понял, что совсем мало знаю о религиозных картинах Николая Ге. Может быть, познакомите меня с какой-то из его работ, Маргарита Константиновна?
— С радостью! У Николая Ге — много прекрасных полотен, среди них — «Вестники воскресения». Это картина, лично на меня, производит особенно сильное впечатление. Если хочешь, можем пройти в тридцать третий зал и познакомиться с ней поближе.
— Конечно! Этот зал заметно отличается от других! Бордовые стены и приглушённый свет создают впечатление таинственности. А вот и «Вестники воскресенья»! Очень яркая и контрастная картина.
— Да, как видишь, она состоит из двух частей: светлой и тёмной. В светлой изображена Мария Магдалина, которая спешит поделиться с апостолами радостью о воскресшем Спасителе. Образ Магдалины противопоставлен тёмным фигурам воинов — именно они распяли Христа.
— Как интересно изображена Мария — будто не идёт, а летит!
— Да, Магдалина уже знает, что Господь воскрес. Она пока единственная среди учеников Христа живёт в новой, пасхальной реальности.
— Когда я размышляю об этих Евангельских событиях, всегда думаю о страхе и растерянности учеников Спасителя после Его Распятия. Они ведь прятались, боялись преследований. Сын Божий умер! Страшно даже подумать об этом.
— Да, Паша, в такой трагической ситуации апостолам было немудрено испугаться.
— Но Магдалина, невзирая на угрозу для собственной жизни, пришла к месту погребения Христа.
— ...И там встретилась с воскресшим Учителем. Представляешь, каким счастьем для Марии Магдалины стала эта встреча!
— Думаю, похожие чувства верующие люди переживают каждую Пасху. Поэтому созерцание образа Магдалины, её ликования на полотне Николая Ге вызывает у христиан особые переживания.
— Ты удивишься, Паша, но эту картину сначала не приняли в России. Критики обвинили художника в нереалистичности фигуры Магдалины и надуманности сюжета.
— Не приняли? Вот это да! Я, конечно, не искусствовед, но мне кажется, что именно нечеткий силуэт женщины, походка, которая больше напоминает полёт, все её движение навстречу пасхальному свету, как раз и являют собой главный смысл картины: телесность и приземлённость меркнет перед величием воскресшего Христа.
— Разделяю твоё восприятие, Паша. Для меня, картина Николая Ге «Вестники воскресенья» — одно из самых возвышенных и одухотворённых произведений искусства в Третьяковской галерее.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема