
«Несколько дней из жизни Обломова», студия Мосфильм, Первое творческое объединение, режиссер Никита Михалков
— Ты же сам видел, знаешь, что я воспитан нежно. Ни холода, ни голода никогда не терпел. Нужды не знал. Хлеба сам себе не зарабатывал. Вообще чёрным делом не занимался. Ну как же у тебя после всего этого достало духу равнять меня с другими?!
Такую характеристику в разговоре со слугой Захаром дал сам себе Илья Ильич Обломов — молодой помещик и главный герой художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Картину снял в 1979 году режиссёр Никита Михалков по мотивам знаменитого произведения писателя Гончарова. Про Обломова ещё со школьной скамьи мы чётко усвоили: он бездельник, лентяй, нерешительный человек, любимое занятие которого — лежать на диване. «Обломощину» всегда было принято клеймить и порицать. Неудивительно, что картина Михалкова вызвала в своё время бурный общественный резонанс. По словам Михалкова, критики всегда рассматривали гончаровского «Обломова» преимущественно с точки зрения социальной. «А мы решили взглянуть на это произведение с точки зрения нравственной», — говорил Никита Сергеевич. Ответ на вопрос, почему при всех недостатках Обломов остаётся симпатичен читателю, режиссёр фильма решил искать в духовной плоскости. В итоге перед зрителями предстаёт многогранный образ героя. И на первый план выступают его внутренняя чистота, органическое чувство корней, связывающих его с родной землей. В одном из эпизодов картины Обломов произносит глубокие и трогательные слова, которые раскрывают перед зрителями его тонкую душу.
— У меня за окном дерево росло. Оно, наверно, уже лет пятьсот росло или больше. И ещё тыщу лет проживёт, а то и две. А листья на нём каждый год меняются, и сколько их за эти годы распустилось, пожелтело, опало... И сколько ещё распустится и опадёт. Но ведь каждый лист, пока он растёт, он живёт одной жизнью с деревом, с его корнями, его ветвями, он их чувствует, наверно. Необходим им. Значит, доля этого листа есть в последующих годах. Была и в тех, прошедших. Так, верно, и мы, кто бы ни был — раз живём, значит, есть смысл.
Примечательно, что эти мысли Обломов доверяет своему другу детства — Андрею Штольцу. Штольц — прямая противоположность Ильи Ильича. Он не занимает свой ум всякого рода отвлечёнными размышлениями. Прагматичен, целеустремлён, никогда не упускает своего шанса. Андрей пытается вразумить и друга — мол, хочешь жить, умей вертеться. Но Обломов так не умеет... Режиссёр Никита Михалков признавался, что хотел повести разговор не об опасности «обломовщины», а об опасности, если можно так выразиться, «штольцевщины», о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность«.
«Несколько дней из жизни Обломова» — это лишь несколько эпизодов из романа Гончарова. При этом создатели фильма поставили себе задачу остаться максимально близкими к ткани литературного произведения, сохранить его дух. В картине периодически звучит закадровый текст с отрывками из романа. Местами киноповествование прерывается интермедиями из детства главного героя. Мы видим, как маленький Илюша вместе с матерью стоит на коленях перед иконой. Их фигуры озарены ослепительным светом. Света в картине вообще очень много. Любопытно, что критик Елена Стишова из журнала «Советский экран» назвала этот свет Фаворским. Другими словами — преображающим. Действительно, на наших глазах Обломов из привычного со школьной скамьи ленивого барина преображается в человека, чья душа жива.
В заключение я бы хотел отметить, что актёр Олег Табаков замечательно выразил режиссёрский замысел о герое. Обломов в его исполнении, которого мы видим на экране — добр, чист, полон любви к родной земле. Мы открываем в нём эти новые грани. И может быть, благодаря фильму, откроем их и в самих себе.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер