В Забайкальском крае, в Нерчинском районе, всего-то в восьми километрах от города Нерчинска немногим ниже слияния рек Шилки и Нерчи на оживленной трассе стоит проезжее село Калинино.
А ранее село это прозывалось Монастырское. И название сие возникло неспроста: во времена почти незапамятные, в году 1706 по указу царя Петра построился здесь самый дальний русский монастырь – Нерчинский Успенский, первый монастырь, образованный в Забайкалье.
Монастырская территория, площадью немногим более 2-х тысяч квадратных метров был обнесен невысокой оградою, внутри которой стояли основные монастырские хозяйственный постройки: две церкви, деревянные и каменные кельи, амбары, кладовые, погреб, монастырская кухня. За оградою стояли несколько изб, мастерские по дублению и выделки кож, конный двор, поварня, «где для монастырскoй надобности варилось пиво», баня, гумно, два овина. Тут же стояла и богадельня, в которой проживало десятка полтора больных и престарелых. Только в году 1736 богадельня сгорела и уже не восстанавливалась.
Из двух церквей одна была деревянною, и свидетельств о ней осталось мало. А другая, каменная Успенская церковь стоит до сих пор, но о ней мы расскажем в отдельной программе, ибо она того заслуживает.
В отличие от многих иных, Нерчинский Успенский монастырь школы при себе не имел, однако явно был центром грамотности в здешних краях, ибо имел в хозяйстве своем множество печатных («киевской печати») и рукописных книг: Евангелия, Новый Завет, псалтири, часословы, требники, минеи, прологи, книги Иоанна Златоуста и другие. Наличие же в монастыре нотных книг говорило о знании монахами нотной грамоты, что в те времена встречалось нечасто.
В немалое хозяйство входило пятьдесят десятин пахотной земли; сенные угодья, лесные угодья, две мельницы, табун лошадей в три с половиною сотни голов, более 400-т голов крупного рогатого скота, да столько же овец и коз.
К монастырю были приписаны 7 деревень, и за ним числилось 160 душ приписных крестьян, кои и выполняли в монастыре хозяйственные работы.
Однако 26 февраля 1764 года матушка-императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных земель. То есть – об изъятии оных в пользу государства. В этот же год Нерчинский Успенский монастырь был упразднен. Монастырские земли отошли крестьянам, скот частично распродали, а большей частью забили. Имущество монастыря тоже распродали, а то и просто расхитили.
Так прекратил свое существование Нерчинский Успенский монастырь.
Честно говоря, жаль…
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»