Недавно я задумался, насколько важно правильно оформлять записки о здравии или об упокоении. Поводом стал разговор двух моих знакомых возле церковной лавки. Первый собеседник утверждал, что формальности — это лишнее, мол, если напротив имени новопреставленного, то есть, недавно умершего человека не стоит примечание «н.п.», то это не значит, что Бог не примет такое поминовение. Второй собеседник настаивал на том, что писать нужно правильно, потому что так велят священники.
Сразу скажу, что мне ближе позиция второго. Батюшки не просто так требуют писать записки по правилам. Эти предписания существуют сотни лет, и кто я такой, чтобы ставить их под сомнение. С другой стороны, и в позиции первого собеседника был резон, ведь он о Боге, который знает абсолютно всё.
Когда мы пишем имена близких нам людей на церковном бланке, мы уже молимся за них. Причём, делаем это прямо в процессе написания. И, разумеется, эти молитвы Господь слышит и принимает. Но значит ли это, что всё остальное — ненужная формальность? Конечно, нет. Ведь есть ещё и те, кто читает эти имена.
В Оптиной пустыни, монахам и трудникам во время вечерних богослужений дают читать синодики — книжечки с именами людей, которых указали в записках о здравии и об упокоении. Они составляются монахами и по сути являются примерами того, как нужно оформлять записки. Читая их, я кое-что понял. Примечания, которые пишутся перед именами, вызывают определенные эмоции и чувства.
Например, в поминовении об упокоении перед именем неизвестного мне Константина стоит буква «в». Она означает, что это — воин, то есть, военнослужащий. И у меня данное уточнение кроме сострадания вызывает чувство почтения, мысли о родине. Я вспоминаю святых Георгия Победоносца, Александра Невского, Димитрия Донского и других воинов.
А, например, примечание н.п. — сокращенно — новопреставленный, рождает какой-то внутренний вздох — просьбу к Богу упокоить душу усопшего, позволить пройти мытарства, утешить родных и близких.
Я так чувствую. Это — моя практика общения с Богом в момент чтения записок, моя молитва. И соблюдение формальных правил и традиций в данном случае оказывает, как мне кажется, благотворное влияние.
Церковь устанавливает правила не просто так, за каждым есть глубокий смысл.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











