
«Небесный верблюд», продюсерский центр «Всё хорошо», Режиссёр Юрий Фетинг
— Ты у меня старший. Совсем взрослый. Понимать должен. Мы чабаны. Мы люди. Верблюды — животные. Такие же, как овцы. Привяжешься — не сможешь зарезать, не сможешь съесть, не сможешь продать — чем тогда будешь семью кормить?
— Деда Адык сказал, Алтынка не скотина.
— Дед Адык вам сказки рассказывал, а ты... Чудес не бывает на свете.
— Ты и вправду так думаешь?
Двенадцатилетний паренёк по имени Баир, сын пастуха — чабана, живёт вместе с родителями, сестрой и братом посреди бескрайней калмыцкой степи. Он верит в чудеса. И в древнюю легенду, которая гласит, что белый верблюжонок приносит дождь жизни в сухую безводную степь. И вот совсем недавно у их верблюдицы Мары родился белоснежный детёныш! Малыша назвали Алтынкой. Баир всем сердцем привязался к верблюжонку и терпеливо, с надеждой, ждал чуда — дождя, которого не было уже очень долго. Но однажды приехали какие-то люди. Прямо у мальчика на глазах маленького Алтынку бросили в грузовик и увезли...
Фильм «Небесный верблюд», фрагмент из которого прозвучал, вышел на экраны в 2015 году. Его снял режиссёр Юрий Фетинг по произведению калмыцкой сценаристки Эльзяты Манджиевой. Фильм с потрясающим национальным колоритом завоевал один из главных мировых кинопризов — «Хрустального медведя» Берлинского фестиваля в номинации «Лучший художественный фильм для юношества». Лучшим детским фильмом «Небесный верблюд» был признан и на отечественном кинофестивале «КиноШОК». Впрочем, сам режиссёр уверен, что любой зритель, независимо от возраста, сможет найти в фильме что-то своё. Он сравнивает картину с этажеркой, на полках которой лежит много разных вещей. И каждый, подходя к ней, берёт то, до чего сможет дотянуться при своем росте.
Лента «Небесный верблюд» — это фильм-путешествие. Когда незнакомцы увезли верблюжонка Алтынку, верблюдица не выдержала разлуки. И в ту же ночь сбежала — искать сына. В степи без верблюда не выжить. Баир, который остался в доме за старшего, завёл старенький отцовский мотоцикл, и отправился на поиски обоих. Вместе с ним мы преодолеем немало опасностей и препятствий, познакомимся с добрыми людьми и не струсим перед злыми. Увидим, какими бывают дружба, преданность, любовь и вера. И от этого, мне кажется, чуточку изменимся к лучшему. По крайней мере, режиссёр Юрий Фетинг ставил перед собой именно такую сверхзадачу. По его словам, в фильме есть не только захватывающие приключения. Но и то, что заставит зрителя заглянуть в свою душу, подумать об окружающем мире, о Боге. Как заставило задуматься и главного героя, Баира. В одном из эпизодов мальчик поднимает голову к небу, и просто, не очень складно, но от самого сердца говорит всё, что у него на душе.
— Боженька, а слышишь, а ещё у нас мамка рожает. А самое главное, дождя-то нет. А Мара за Алтынкой ушла. Ну, Ты знаешь. В общем, без верблюда совсем плохо. А так у нас всё хорошо. И чтобы люди на земле счастливые были и здоровые, как мы.
Ощущение светлого счастья дарит добрый и трогательный фильм «Небесный верблюд». Кстати, верблюжонок Алтынка сыграл в картине самого себя. Как рассказал в одном из интервью режиссёр, произошла интересная история. Чтобы приступить к съёмкам, ждали появления на свет самого главного артиста. Наконец, белый верблюжонок родился. Но умерла его мать-верблюдица. Алтынку выкармливали всей съёмочной группой. И вопреки утверждениям местных, что двугорбые верблюды не привыкают к людям, Алтынка привязался к кинематографистам и постоянно демонстрировал свою любовь и нежность. Это, кстати, очень хорошо видно и в фильме.
Байра Манджиева, сыгравшая роль матери Баира, много поездила с картиной по России и зарубежью. Она рассказывала, что всюду лента находила у зрителей живой и искренний отклик. «Доброта спасёт мир», — так, перефразируя классика, актриса сформулировала один из главных посылов картины. И, мне кажется, начать можно с малого — с тех, кто рядом, тех, кого любишь. Как это сделали герои фильма «Небесный верблюд».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер