
«Невзирая на лица». Это выражение, дошедшее к нам из Библии, мы находим в Послании апостола Павла к Галатам.
«И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека».
«Знаменитыми» в Послании Павел называет уважаемых представителей Церкви – апостолов, знавших Христа.
Апостол Павел, призванный Богом на служение Ему, был красноречивым оратором и обладал незаурядным талантом проповедника. Однако к числу лично избранных учеников Спасителем не принадлежал. Некоторых апостолов это смущало, и Павлу пришлось защищать и обосновывать свое право на проповедь.
Поэтому он и говорит, «Бог не взирает на лице человека» - то есть на его внешнее положение, - он смотрит на его внутренние достоинства. И конечно люди вправе ставить первых апостолов выше остальных, но в среде проповедников они все равны. В результате апостолы признали Павла проповедником христианства.
Также это выражение мы встречаем и в другом новозаветном Послании. Послании апостола Иакова.
Он пишет:
«Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица».
Апостол Иаков призывает творить дела веры для всех, а не только для тех, кто вам ближе или симпатичнее, кто имеет более высокое социальное положение.
Обличая порок лицеприятия, апостол напоминает о главной заповеди: возлюби ближнего, как самого себя.
Апостол Иаков продолжает: «Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками».
В русской литературе библейский фразеологизм «невзирая на лица» впервые употребил Гаврил Державин в стихотворении «Властителям и судьям»:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать…
Итак, оценивать объективно, не пытаться угодить, не смотреть на общественное положение, авторитет и означает выражение «невзирая на лица».