«Невзирая на лица». Это выражение, дошедшее к нам из Библии, мы находим в Послании апостола Павла к Галатам.
«И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека».
«Знаменитыми» в Послании Павел называет уважаемых представителей Церкви – апостолов, знавших Христа.
Апостол Павел, призванный Богом на служение Ему, был красноречивым оратором и обладал незаурядным талантом проповедника. Однако к числу лично избранных учеников Спасителем не принадлежал. Некоторых апостолов это смущало, и Павлу пришлось защищать и обосновывать свое право на проповедь.
Поэтому он и говорит, «Бог не взирает на лице человека» - то есть на его внешнее положение, - он смотрит на его внутренние достоинства. И конечно люди вправе ставить первых апостолов выше остальных, но в среде проповедников они все равны. В результате апостолы признали Павла проповедником христианства.
Также это выражение мы встречаем и в другом новозаветном Послании. Послании апостола Иакова.
Он пишет:
«Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, невзирая на лица».
Апостол Иаков призывает творить дела веры для всех, а не только для тех, кто вам ближе или симпатичнее, кто имеет более высокое социальное положение.
Обличая порок лицеприятия, апостол напоминает о главной заповеди: возлюби ближнего, как самого себя.
Апостол Иаков продолжает: «Если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками».
В русской литературе библейский фразеологизм «невзирая на лица» впервые употребил Гаврил Державин в стихотворении «Властителям и судьям»:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать…
Итак, оценивать объективно, не пытаться угодить, не смотреть на общественное положение, авторитет и означает выражение «невзирая на лица».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема