
— Лида! Я давно хочу тебе сказать...
— Вася, я знаю. Только не могу я.
— Забыть его?
— Забыла! Совсем забыла!
Это был диалог из кинофильма, который называется «Не могу сказать «прощай». Картину, ставшую лидером проката 1982 года, снял режиссёр Борис Дуров. По данным журнала «Советский экран», фильм посмотрели более тридцати четырёх миллионов зрителей. Фрагмент, который прозвучал — это диалог главной героини ленты, скромной девушки Лиды Теняковой, и молодого человека по имени Василий, который ухаживает за Лидой с самыми серьёзными намерениями. Но почему же Лида так категорично говорит ему «нет»? Кого она забыла? Да и забыла ли?
Завязка картины, на первый взгляд, напоминает сюжет обычной мелодрамы. Лида случайно знакомится с Сергеем Ватагиным — красавцем и всеобщим любимцем — и понимает: это любовь с первого взгляда. Сергей вроде бы и оказывает девушке знаки внимания, но когда на горизонте появляется утончённая и изысканная Марта, он, не раздумывая, бросает Лиду ради неё. Сергей и Марта женятся и после свадьбы уезжают в деревню к матери Ватагина. Лида тяжело переживает предательство и обиду, но не может забыть Ватагина.
А молодые супруги в это время налаживают быт. Показывая их жизнь, режиссёр тонко, в самых обыденных, казалось бы, репликах раскрывает зрителю характер жены Сергея. Например, в эпизоде, когда Марта распределяет семейный бюджет.
— На питание. Свитер тебе надо, не то простынешь. Остальное на книжку.
— Сапоги ещё маме. Старые прохудились.
— Ничего, починим, проходит.
Материальное благополучие для Марты оказывается важнее не только нужд близких людей, но и их безопасности и даже жизни. Однажды она настаивает, чтобы муж, который трудился пильщиком в лесхозе, вышел на работу в густой туман. С просеки его увезли на «скорой» — спиленное дерево упало прямо на Сергея. Диагноз оказался неутешительным: задет позвоночник, и не исключено, что Ватагин никогда больше не сможет ходить...
Марта не верит в выздоровление Сергея и очень скоро понимает, что не готова посвятить себя уходу за прикованным к постели мужем. Не выдержав, она сбегает обратно в город. Казалось бы, вот и финал: Сергей сполна наказан за то, что когда-то обидел Лиду. Но, кажется, именно с этого момента фильм по-настоящему начинается. И оказывается не просто мелодрамой, а историей о прощении и самопожертвовании, о силе веры, надежды и любви. Узнав, что с Ватагиным случилось несчастье, а жена от него ушла, Лида... бросает всё и едет в деревню, чтобы ухаживать за Сергеем. Режиссёр Борис Дуров мастерски показывает нам тяжёлую, полную безысходности атмосферу, которая встречает Лиду в доме Сергея, подчёркивая её тёмными, затенёнными кадрами. А с приездом Лиды комнаты снова наполняются светом. Не стану раскрывать все подробности, но здесь хотелось бы вспомнить первые кадры фильма — сцену знакомства Лиды и Сергея. Встреча главных героев происходит, когда Лида бросается на помощь незнакомой девушке, которую преследует агрессивный пьяный человек. А с другой стороны наперерез преследователю выбегает Сергей. Они с Лидой сталкиваются в тот самый момент, когда оба пытаются помочь человеку. И это, согласитесь, говорит о многом.
А напоследок давайте послушаем ещё один фрагмент из фильма «Не могу сказать «прощай», в котором доктор, навестившая больного после приезда Лиды, беседует с ней и с матерью Сергея.
— Послушайте... Это же... интереснейший случай. Скажите, пожалуйста, по сколько часов в сутки он занимался гимнастикой?
— Да работал он, Надежда Ивановна. Сколачивал, клеил, резал по дереву. Сначала с трудом, а потом приохотился, мы его даже оторвать не могли.
— И всё через неё. Через Лиду. Ежели б не она, его, может, и на свете бы не было.
Необычный и тонкий режиссёрский ход: получается, что Лида, как и Марта, заставила Сергея... работать. Но её действия были продиктованы не жаждой выгоды, а любовью, стремлением помочь дорогому человеку, вернуть ему радость жизни.
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема