«Не могу сказать «прощай» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Не могу сказать «прощай»

* Поделиться

— Лида! Я давно хочу тебе сказать...

— Вася, я знаю. Только не могу я.

— Забыть его?

— Забыла! Совсем забыла!

Это был диалог из кинофильма, который называется «Не могу сказать «прощай». Картину, ставшую лидером проката 1982 года, снял режиссёр Борис Дуров. По данным журнала «Советский экран», фильм посмотрели более тридцати четырёх миллионов зрителей. Фрагмент, который прозвучал — это диалог главной героини ленты, скромной девушки Лиды Теняковой, и молодого человека по имени Василий, который ухаживает за Лидой с самыми серьёзными намерениями. Но почему же Лида так категорично говорит ему «нет»? Кого она забыла? Да и забыла ли?

Завязка картины, на первый взгляд, напоминает сюжет обычной мелодрамы. Лида случайно знакомится с Сергеем Ватагиным — красавцем и всеобщим любимцем — и понимает: это любовь с первого взгляда. Сергей вроде бы и оказывает девушке знаки внимания, но когда на горизонте появляется утончённая и изысканная Марта, он, не раздумывая, бросает Лиду ради неё. Сергей и Марта женятся и после свадьбы уезжают в деревню к матери Ватагина. Лида тяжело переживает предательство и обиду, но не может забыть Ватагина.

А молодые супруги в это время налаживают быт. Показывая их жизнь, режиссёр тонко, в самых обыденных, казалось бы, репликах раскрывает зрителю характер жены Сергея. Например, в эпизоде, когда Марта распределяет семейный бюджет.

— На питание. Свитер тебе надо, не то простынешь. Остальное на книжку.

— Сапоги ещё маме. Старые прохудились.

— Ничего, починим, проходит.

Материальное благополучие для Марты оказывается важнее не только нужд близких людей, но и их безопасности и даже жизни. Однажды она настаивает, чтобы муж, который трудился пильщиком в лесхозе, вышел на работу в густой туман. С просеки его увезли на «скорой» — спиленное дерево упало прямо на Сергея. Диагноз оказался неутешительным: задет позвоночник, и не исключено, что Ватагин никогда больше не сможет ходить...

Марта не верит в выздоровление Сергея и очень скоро понимает, что не готова посвятить себя уходу за прикованным к постели мужем. Не выдержав, она сбегает обратно в город. Казалось бы, вот и финал: Сергей сполна наказан за то, что когда-то обидел Лиду. Но, кажется, именно с этого момента фильм по-настоящему начинается. И оказывается не просто мелодрамой, а историей о прощении и самопожертвовании, о силе веры, надежды и любви. Узнав, что с Ватагиным случилось несчастье, а жена от него ушла, Лида... бросает всё и едет в деревню, чтобы ухаживать за Сергеем. Режиссёр Борис Дуров мастерски показывает нам тяжёлую, полную безысходности атмосферу, которая встречает Лиду в доме Сергея, подчёркивая её тёмными, затенёнными кадрами. А с приездом Лиды комнаты снова наполняются светом. Не стану раскрывать все подробности, но здесь хотелось бы вспомнить первые кадры фильма — сцену знакомства Лиды и Сергея. Встреча главных героев происходит, когда Лида бросается на помощь незнакомой девушке, которую преследует агрессивный пьяный человек. А с другой стороны наперерез преследователю выбегает Сергей. Они с Лидой сталкиваются в тот самый момент, когда оба пытаются помочь человеку. И это, согласитесь, говорит о многом.

А напоследок давайте послушаем ещё один фрагмент из фильма «Не могу сказать «прощай», в котором доктор, навестившая больного после приезда Лиды, беседует с ней и с матерью Сергея.

— Послушайте... Это же... интереснейший случай. Скажите, пожалуйста, по сколько часов в сутки он занимался гимнастикой?

— Да работал он, Надежда Ивановна. Сколачивал, клеил, резал по дереву. Сначала с трудом, а потом приохотился, мы его даже оторвать не могли.

— И всё через неё. Через Лиду. Ежели б не она, его, может, и на свете бы не было.

Необычный и тонкий режиссёрский ход: получается, что Лида, как и Марта, заставила Сергея... работать. Но её действия были продиктованы не жаждой выгоды, а любовью, стремлением помочь дорогому человеку, вернуть ему радость жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Тайны Библии
Тайны Библии
Христиане называют Библию Священным Писанием, подчеркивая тем самым вечное духовное значение Книги книг. А ученые считают Библию историческим документом, свидетельством эпохи и гидом в прошлое… Об археологических находках, научных фактах и описанных в Библии событиях рассказывает программа «Тайны Библии».
Часть речи
Часть речи
Чем отличается кадило от паникадила, а насельник от местоблюстителя? Множество интересных слов церковного происхождения находят объяснение в программе «Часть речи».
Голоса Времени
Голоса Времени
Через годы и расстояния звучат голоса давно ушедших людей и почти наших современников. Они рассказывают нам о том, что видели, что пережили. О ежедневных делах и сокровенных мыслях. Программа, как машина времени, переносит нас в прошлое и позволяет стать свидетелями того времени, о котором идёт речь.
Материнский капитал
Материнский капитал
Дети - большие и подросшие – как с ними общаться, как их воспитывать и чему мы можем у них научиться? В программе «Материнский капитал» Софья Бакалеева и ее гости рассуждают о главном капитале любой мамы – о наших любимых детях.

Также рекомендуем