
Назаретский указ.
Фото: Национальная библиотека Франции
Воскресение Христово – краеугольный камень христианства, основание и вершина. «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна», - сказал апостол Павел в одном из своих посланий. О том, как произошло это величайшее в истории человечества событие, Евангелие рассказывает с благоговением и трепетом. Эпизоды, повествующие о встрече апостолов с Воскресшим Господом, пронизаны радостью, которой нет равной.
Но рядом с чистым ликованием верующих сердец в Новом Завете отражена и иная реакция на Воскресение. Первосвященники, узнав о том, что случилось, подкупили стражников, стоявших у гроба Господня, чтобы те говорили повсюду, будто Тело Христа украли ученики. А через девятнадцать столетий профессор бельгийского Кентского университета Франц Кюмон обнародовал исторический документ, в котором были отражены последствия этого обмана – так называемую Назаретскую надпись.
Комментарий эксперта:
Назаретская надпись – датированный сорок первым годом от Рождества Христова указ Римского императора Клавдия, запрещающий тревожить захоронения. На мраморной плите размером тридцать семь на шестьдесят сантиметров греческими буквами высечен следующий текст: «Угодно мне, чтобы гробницы и могилы, которые сооружены кем-либо для религиозного почитания их предков, или детей, или членов семейства, пусть остаются невредимыми навсегда. И если кто-то разрушил гробницу или любым другим способом потревожил погребенных там, либо со злым умыслом удалил их в другие места, или удалил памятник, или запечатывающие камни, в этом случае я повелеваю отдать того человека под суд. Если кто-то не подчинится, я повелеваю, чтобы он понес высшую меру наказания».
Точное время и место обнаружения мраморной доски с указом императора Клавдия неизвестно. В девятнадцатом веке артефакт принадлежал французскому коллекционеру немецкого происхождения Вильгельму Фрёнеру. После его смерти в 1925 году его коллекцию приобрела парижская Национальная библиотека. Внимание ученых сразу привлекла древняя табличка с маркировкой «Этот мрамор прислан из Назарета в 1878 году». Спустя еще пять лет ее описание появилось в научной литературе за подписью выдающегося специалиста по древним языкам бельгийского профессора Франца Кумона.
Среди ученых нашлись скептики, которые сочли Воскресение Иисуса Христа и последующее издание Назаретского указа не более, чем совпадением. Однако, большинство историков склонялись к мнению, что повеление императора Клавдия - это прямая реакция имперских властей на социальные волнения, связанные с противостоянием иудейских религиозных лидеров распространению христианства. Подобной точки зрения придерживается и наш современник, профессор американского Государственного исследовательского университета штата Нью-Йорк Клайд Биллингтон.
Комментарий эксперта:
Обращаясь к содержанию надписи, Клайд Биллингтон находит смертную казнь, назначенную императорским указом за нарушение целостности гробницы, чрезвычайно суровой мерой для римского законодательства. До издания указа Клавдия подобной суровости по отношению к нарушителям покоя мертвых не наблюдалось. Даже разрушители погребений по суду отделывались только денежной выплатой семье, которой принадлежало захоронение! Отчего же в 41 году император оказывается столь решителен и беспощаден? Исследователь объясняет это тем, что распуская слухи о похищении Тела Иисуса из гробницы, иудеи представляли Его учеников социально опасными элементами. Клавдий, будучи язычником, не мог воспринять Воскресение Христа как исключительное событие в мировой истории, он счел, что в подвластной ему стране распространяется деструктивная иудейская секта, адепты которой тревожат захоронения. И поспешил принять соответствующие меры!
Мраморная табличка из Назарета стала своеобразным зеркалом, в котором ученые увидели отражение пустующей гробницы Иисуса Христа. Величайшее чудо Воскресения Спасителя не имеет прямых научных доказательств. Но его свет на протяжении двух тысяч лет отражается в человеческих сердцах.
Абакан. Спасо-Преображенский кафедральный собор
Если спросить у жителей столицы Хакасии, Абакана, какая достопримечательность в городе главная, многие ответят — Спасо-Преображенский собор. Строительство этого храма началось в 1994 году. В нём принимали участие городские власти, предприятия и простые горожане. В 2001 году завершился первый этап возведения собора, состоялось богослужение в нижнем приделе, освящённом в честь Новомучеников и исповедников Российских. Спустя ещё четыре года действующим стал и верхний, Преображенский храм. Сегодня выбеленное здание, увенчанное семью куполами, служит архитектурной доминантой Абакана. Колокольня возвышается над землёй почти на пятьдесят метров. Она оснащена двенадцатью колоколами. Над западным входом установлены башенные часы с боем, они с определенной периодичностью приводят в движение колокола, призывая людей к молитве. Прекрасно и внутреннее пространство Преображенского храма, осеняемое пятиярусным позолоченным иконостасом. Под сводами церкви собрано множество православных святынь. Среди них частица Креста Господня, камень с горы Фавор — места Преображения Иисуса Христа, образ святителя Николая, освящённый на мощах святого в итальянском городе Бари. С 2005 года Спасо-Преображенский собор — главный храм Абаканской епархии.
Радио ВЕРА в Абакане можно слушать на частоте 92,0 FM
Димитровград. Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит Мелекесский
Один из небесных покровителей Димитровграда Ульяновской области – преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Он служил в городе настоятелем Никольской церкви в середине двадцатого века, в годы гонений на православных христиан. К этому времени шестидесятилетний пастырь носил сан архимандрита – это высшее звание монашествующих священников. За его плечами были тюрьмы, ссылки, болезни. В 1949 году отца Гавриила в очередной раз арестовали прямо во время богослужения. По обвинению в антисоветской пропаганде архимандрита приговорили к десяти годам лишения свободы, и в лютый январский мороз отправили в товарном вагоне в Кемеровскую область. В тюрьме он продолжал пастырское служение – исповедовал заключенных, отпевал умерших. Делился с соседями по камере продуктами, которые присылали духовные чада. Сам при этом довольствовался малым и никогда не нарушал постов. Архимандрита освободили по состоянию здоровья в 1953 году. После этого он прожил ещё шесть лет. Отец Гавриил никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни. Незадолго до смерти он сказал: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть скорби, которые выпали на долю православных. Я нашёл счастье и возлюбил его всем сердцем».
Радио ВЕРА в Димитровграде можно слушать на частоте 97,1 FM
Абакан. Путешествие по городу
Абакан — столица республики Хакасия, входящей в состав России. Город стоит на берегах реки Енисей, в центре Минусинской котловины в горах Южной Сибири. До семнадцатого века на этих землях жили кочевники-хакасы. В 1675 году на Енисее была построена русская крепость — острог Абакан. Коренные жители восприняли от новых соседей православную веру. В 1709 году в остроге Абакан открылся храм во имя Архистратига Михаила. Спустя полвека в селении построили ещё одну церковь, в честь праздника Вознесения Господня. Священники организовали работу школ. Русские и хакасские дети вместе учились грамоте и изучали Закон Божий. Это способствовало братскому сплочению людей и распространению христианства. К концу девятнадцатого века большинство жителей Абакана исповедовали православие. К этому времени здесь действовал ещё один храм. Он был построен в 1864 году и освящён во имя Николая Чудотворца. Все церкви Абакана закрыли безбожники после революции 1917 года. Во время Великой Отечественной войны в 1944 году богослужения возобновились в Никольском храме. На протяжении нескольких десятилетий он оставался единственным действующим в городе. В конце двадцатого века здесь начали строить новые церкви. В 1995 году Абакан стал центром православной епархии.
Радио ВЕРА в Абакане можно слушать на частоте 92,0 FM











