
«Странная, занимательная своей неизвестностью земля», — писал в середине 19 века о Японии Иван Гончаров в своём знаменитом романе «Фрегат Паллада». Именно такой предстала Страна восходящего солнца и перед молодым русским иеромонахом Николаем (Касаткиным), когда в 1860 году он впервые ступил на её берега, чтобы проповедовать там веру Христову. «Всё здесь чудно, всё не по-нашему», — напишет он в своих дневниках. Но пройдёт немного времени, и Япония станет для отца Николая вторым домом. А сам он — родным для её жителей. Японцы будут произносить его имя с любовью и почтением. Его назовут апостолом Японии, он станет епископом этой страны, и Церковь прославит его как святителя Николая Японского. О владыке Николае сегодня написано немало книг. Одна из них, под названием «Для японцев он стал японцем», вышла в 2013 году в издательстве московского подворья Троице-Сергиевой Лавры.
Автор книги — кандидат философских наук и член Союза писателей России Наталья Владимировна Скоробогатько. Опираясь на житие святителя Николая (Касаткина) и его дневники, она увлекательно изложила основные этапы удивительного духовного и жизненного пути одного из самых ярких миссионеров середины 19 — начала ХХ века. Биография святителя похожа на захватывающую приключенческую повесть, в которую с головой погружаешься с первых же страниц. Вот юный студент Петербургской духовной академии взахлёб читает записки путешественника, побывавшего в Японии, и мечтает, что тоже однажды попадёт в эту загадочную, неизведанную страну. А вот он, только что принявший монашеский постриг, трясётся в маленькой кибитке по сибирским ухабам, и радостно думает о том, что скоро увидит землю своей мечты. В книге «Для японцев он стал японцем» Наталья Скоробогатько красочно описывает путешествие святителя Николая из России в Японию, которое заняло целый год!
А потом мы оказываемся на шумных улицах японского города Хакодата. И видим, как с открытой, доброй улыбкой святитель Николай общается с уличными торговцами, останавливается поговорить с детьми, запускающими бумажных воздушных змеев. Своей добротой владыка привлекал к себе местных жителей; от него они узнавали о православной вере. В книге мы найдём любопытный эпизод о том, как будущий святитель крестил первого японца — православным христианином стал самый настоящий самурай!
Невероятно интересно читать о том, с какой мудростью, тактом и уважением проповедовал святитель Николай Евангелие в стране со своими древними, прочно укоренившимися культурными традициями. Например, когда стараниями отца Николая в Японии появился первый православный храм, он сам, как и все японцы, никогда не входил туда в обуви, а во время проповеди разрешал своим прихожанам сидеть по-японски на полу. В книге мы найдём немало подобных любопытных деталей. А главное, ощутим безграничную любовь и смирение святителя Николая Японского, с которыми он проповедовал благую весть в языческой стране. И сумел донести её до тысяч сердец, потому что для японцев он стал японцем.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер