Писательница Наталья Иртенина главным персонажем своих произведений называет русскую историю. При этом признаётся, что особую любовь питает к её древности — временам Киевской и Московской Руси. Об этом периоде у Натальи уже написано несколько книг. Одна из них — «Нестор-летописец» — в 2011 году была номинирована на Патриаршую литературную премию и вызвала большой интерес у читателей и критиков.
Интерес этот, можно предположить, не в последнюю очередь был спровоцирован тем, что биографических фактов о Несторе, монахе-летописце, создателе «Повести временных лет», до нас дошло крайне мало. Между тем читателю предлагается исторический роман без малого в пятьсот страниц!
Но ведь автор художественной прозы вполне может позволить себе достроить, реконструировать сюжет там, где реальных фактов, увы, не хватает, уверена Наталья Иртенина. Именно так и поступила писательница, призвав, однако на помощь учёных — докторов исторических наук Сергея Алексеева и Дмитрия Володихина. С их помощью в романе «Нестор-летописец» ей удалось воссоздать атмосферу Древней Руси 11 века — времени княжеских междоусобиц, коварных заговоров и язычества, вновь заявившего о себе спустя столетие после крещения Руси. И органично выписать образ купеческого сына, мальчика по имени Несда — будущего монаха Нестора, который, на общем историческом полотне выглядит убедительно и реально. В конце концов, события, в которых Нестор как главный герой книги принимает участие, изложены им же самим в «Повести временных лет».
Они и пугающие, и захватывающие. В Киеве таинственным образом убит приехавший туда новгородский епископ Стефан. В преступлении подозревают людей из дружины бывшего киевского князя Всеслава Брячиславича, яростного язычника, продолжавшего и после принятия Русью христовой веры, поклоняться идолам и устроившего на Лысой горе языческое капище. Юный Несда невольно оказывается в самом центре событий, став случайным свидетелем языческого жертвоприношения на Лысой горе, которое совершал человек, замешанный в преступлении. И теперь от юноши, мечтающем о монашестве и книжном учении, в какой-то мере стал зависеть дальнейший ход истории...
Улицы охваченного мятежом Киева и тихие кельи Печерского монастыря; угрюмые, сыплющие проклятиями языческие волхвы и светлые, благословляющие монахи — повествование необычайно многогранно и широко. То детектив, то мистический триллер, то батальное полотно, то семейная хроника. Энергичный, увлекательный язык доходчив и понятен современному читателю, даже несмотря на обилие древнерусских слов, толкование которых для удобства в конце книги вынесено в отдельный словарь.
История — плод сотворчества людей и Бога. Если мы отворачиваемся от Бога, то и история становится кривой, темной, страшной. А когда отношения с Богом налаживаются, история выпрямляется, выезжает на ровную дорогу. На эти мысли Наталью Иртенину навёл герой её книги — Нестор-Летописец.
3 ноября. О видении апостола Павла
В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю Бог знает) восхищен был до третьего неба».
О видении апостола Павла, — протоиерей Георгий Завершинский.
3 ноября. О карельских святых
Сегодня 3 ноября. Собор новомучеников и исповедников земли Карельской.
О карельских святых, — священник Константин Павлюченко.
3 ноября. Об эпохе жизни святителя Илариона, епископа Меглинского
Сегодня 3 ноября. Перенесение мощей святителя Илариона, епископа Меглинского, отошедшего ко Господу в 1206 году.
Об эпохе его жизни, — священник Августин Соколовски.