
Фото: Sergiu Vălenaș/Unsplash
Писательница Наталья Иртенина главным персонажем своих произведений называет русскую историю. При этом признаётся, что особую любовь питает к её древности — временам Киевской и Московской Руси. Об этом периоде у Натальи уже написано несколько книг. Одна из них — «Нестор-летописец» — в 2011 году была номинирована на Патриаршую литературную премию и вызвала большой интерес у читателей и критиков.
Интерес этот, можно предположить, не в последнюю очередь был спровоцирован тем, что биографических фактов о Несторе, монахе-летописце, создателе «Повести временных лет», до нас дошло крайне мало. Между тем читателю предлагается исторический роман без малого в пятьсот страниц!
Но ведь автор художественной прозы вполне может позволить себе достроить, реконструировать сюжет там, где реальных фактов, увы, не хватает, уверена Наталья Иртенина. Именно так и поступила писательница, призвав, однако на помощь учёных — докторов исторических наук Сергея Алексеева и Дмитрия Володихина. С их помощью в романе «Нестор-летописец» ей удалось воссоздать атмосферу Древней Руси 11 века — времени княжеских междоусобиц, коварных заговоров и язычества, вновь заявившего о себе спустя столетие после крещения Руси. И органично выписать образ купеческого сына, мальчика по имени Несда — будущего монаха Нестора, который, на общем историческом полотне выглядит убедительно и реально. В конце концов, события, в которых Нестор как главный герой книги принимает участие, изложены им же самим в «Повести временных лет».
Они и пугающие, и захватывающие. В Киеве таинственным образом убит приехавший туда новгородский епископ Стефан. В преступлении подозревают людей из дружины бывшего киевского князя Всеслава Брячиславича, яростного язычника, продолжавшего и после принятия Русью христовой веры, поклоняться идолам и устроившего на Лысой горе языческое капище. Юный Несда невольно оказывается в самом центре событий, став случайным свидетелем языческого жертвоприношения на Лысой горе, которое совершал человек, замешанный в преступлении. И теперь от юноши, мечтающем о монашестве и книжном учении, в какой-то мере стал зависеть дальнейший ход истории...
Улицы охваченного мятежом Киева и тихие кельи Печерского монастыря; угрюмые, сыплющие проклятиями языческие волхвы и светлые, благословляющие монахи — повествование необычайно многогранно и широко. То детектив, то мистический триллер, то батальное полотно, то семейная хроника. Энергичный, увлекательный язык доходчив и понятен современному читателю, даже несмотря на обилие древнерусских слов, толкование которых для удобства в конце книги вынесено в отдельный словарь.
История — плод сотворчества людей и Бога. Если мы отворачиваемся от Бога, то и история становится кривой, темной, страшной. А когда отношения с Богом налаживаются, история выпрямляется, выезжает на ровную дорогу. На эти мысли Наталью Иртенину навёл герой её книги — Нестор-Летописец.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема