На картине Натальи Гончаровой «Архиерей» изображены пожилой епископ и его юный помощник. Несмотря на различия, они составляют единое целое. Ведь смиренный седой епископ тоже был когда-то молод и смел, и юноша может возрасти до мудрости архипастыря.

собрания Третьяковской галереи
— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Добрый день, Ванечка!
— Нам в школе непростое задание дали. Нужно написать сочинение по картине, в которой затронута проблема отцов и детей. Не по роману Тургенева, а в целом, про отношения поколений. Ну, я сразу к вам, в Третьяковскую галерею — вы ведь поможете?
— Постараюсь, дружочек. Тема очень широкая. Самые очевидные варианты — полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына», или картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван».
— О них полкласса напишет! А я бы хотел рассказать о каком-нибудь малоизвестном произведении.
— Тогда обрати внимание вот на эту работу Натальи Гончаровой — «Архиерей».
— Думаете, она подойдёт? Два персонажа — старенький епископ и молодой парень, его помощник, совершают богослужение. Где здесь конфликт поколений?
— Художница показала нам глубинное отличие зрелого человека и юноши, который ещё в самом начале жизненного пути .
— А какое тут отличие? Только внешнее. Архиерей в таком преклонном возрасте, что лицо его потемнело и волосы стали белыми. А молодой человек рядом с ним полон сил.
— Но при этом обрати внимание, Ваня, — цвет глаз у старца ярче, чем у юноши. Кажется, что они светятся.
— И что это может означать?
— То, что архиерей сосредоточен на внутренней жизни. Недаром же глаза называют зеркалом души. Взгляд епископа устремлён в книгу, которую держит помощник. Это Священное Писание, и пастырь погружён в его содержание. Он весь — мысль, устремлённая к Богу. И голубой цвет епископского облачения здесь подчеркивает, что старец больше принадлежит небу, чем земле.
— А парень заинтересованно смотрит на зрителя. Ему не интересно то, что читает архиерей?
— Я так не думаю! Наверняка юноша горячо верит в Бога и хочет послужить Ему. Но в этом желании пока слишком много самонадеянности. Он настолько молод, что ещё не познал ни себя, ни мира. Ему интересно всё: и библейские строки, и люди вокруг, и то, какое впечатление он сам на них производит. Посмотри на широко раскрытые ладони юноши — он словно приготовился принимать дары этой жизни.
— Да, похоже! А вот положение руки старца мне совсем непонятно. Почему у него так странно сложены пальцы?
— Это благословляющий жест. Епископ знает, что только помощь Бога может быть опорой в этом мире и призывает благодать на своих чад.
— То есть, такими деталями, как жесты рук, Наталья Гончарова даёт понять, что старец и юноша — антиподы?
— Несмотря на различия, епископ и его помощник составляют единое целое — как яблочное зёрнышко и яблоня, покрытая спелыми плодами. Посмотри, герои поровну делят пространство полотна, а название у произведения одно — «Архиерей». Художница хотела сказать, что и смиренный седой епископ был некогда юношей со смелым взглядом. И юноша может возрасти до мудрости архипастыря. В этом — смысл картины.
— Эх, если бы отцы и сыновья понимали и помнили, что при всей своей непохожести они — единое целое. Ну, как ствол и листья у дерева. Насколько было бы меньше конфликтов!
— Вот и напиши об этом в своем сочинении. И пригласи одноклассников и их родителей к нам в Третьяковскую галерею — взглянуть на картину Натальи Гончаровой «Архиерей», подумать над её глубоким сюжетом.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема