Наталья Гончарова. «Архиерей» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Наталья Гончарова. «Архиерей»

* Поделиться

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!

— Добрый день, Ванечка!

— Нам в школе непростое задание дали. Нужно написать сочинение по картине, в которой затронута проблема отцов и детей. Не по роману Тургенева, а в целом, про отношения поколений. Ну, я сразу к вам, в Третьяковскую галерею — вы ведь поможете?

— Постараюсь, дружочек. Тема очень широкая. Самые очевидные варианты — полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына», или картина Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван».

— О них полкласса напишет! А я бы хотел рассказать о каком-нибудь малоизвестном произведении.

— Тогда обрати внимание вот на эту работу Натальи Гончаровой — «Архиерей».

— Думаете, она подойдёт? Два персонажа — старенький епископ и молодой парень, его помощник, совершают богослужение. Где здесь конфликт поколений?

— Художница показала нам глубинное отличие зрелого человека и юноши, который ещё в самом начале жизненного пути .

— А какое тут отличие? Только внешнее. Архиерей в таком преклонном возрасте, что лицо его потемнело и волосы стали белыми. А молодой человек рядом с ним полон сил.

— Но при этом обрати внимание, Ваня, — цвет глаз у старца ярче, чем у юноши. Кажется, что они светятся.

— И что это может означать?

— То, что архиерей сосредоточен на внутренней жизни. Недаром же глаза называют зеркалом души. Взгляд епископа устремлён в книгу, которую держит помощник. Это Священное Писание, и пастырь погружён в его содержание. Он весь — мысль, устремлённая к Богу. И голубой цвет епископского облачения здесь подчеркивает, что старец больше принадлежит небу, чем земле.

— А парень заинтересованно смотрит на зрителя. Ему не интересно то, что читает архиерей?

— Я так не думаю! Наверняка юноша горячо верит в Бога и хочет послужить Ему. Но в этом желании пока слишком много самонадеянности. Он настолько молод, что ещё не познал ни себя, ни мира. Ему интересно всё: и библейские строки, и люди вокруг, и то, какое впечатление он сам на них производит. Посмотри на широко раскрытые ладони юноши — он словно приготовился принимать дары этой жизни.

— Да, похоже! А вот положение руки старца мне совсем непонятно. Почему у него так странно сложены пальцы?

— Это благословляющий жест. Епископ знает, что только помощь Бога может быть опорой в этом мире и призывает благодать на своих чад.

— То есть, такими деталями, как жесты рук, Наталья Гончарова даёт понять, что старец и юноша — антиподы?

— Несмотря на различия, епископ и его помощник составляют единое целое — как яблочное зёрнышко и яблоня, покрытая спелыми плодами. Посмотри, герои поровну делят пространство полотна, а название у произведения одно — «Архиерей». Художница хотела сказать, что и смиренный седой епископ был некогда юношей со смелым взглядом. И юноша может возрасти до мудрости архипастыря. В этом — смысл картины.

— Эх, если бы отцы и сыновья понимали и помнили, что при всей своей непохожести они — единое целое. Ну, как ствол и листья у дерева. Насколько было бы меньше конфликтов!

— Вот и напиши об этом в своем сочинении. И пригласи одноклассников и их родителей к нам в Третьяковскую галерею — взглянуть на картину Натальи Гончаровой «Архиерей», подумать над её глубоким сюжетом.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем