
Наталия Ильинична Сац — народная артистка, театральный режиссёр, драматург и педагог — дебютировала на сцене, когда ей был... всего один год. Это случилось в 1904-м. Отец Наталии, композитор Илья Александрович Сац, написал музыку для одной из постановок Театра Мейерхольда. В какой-то момент в увертюре должен был прозвучать плач младенца. Во время репетиций музыканты пытались разными способами его воспроизвести. Сначала с помощью музыкальных инструментов. Получалось совсем непохоже. Тогда имитировать детский плач попробовал кто-то из актёров. Это было уже лучше, но всё равно выходило неправдоподобно. Тем временем настал день премьеры. И накануне композитора вдруг осенило: крик младенца должен изобразить... сам младенец! На спектакль он принёс свою годовалую дочку Наташу. Девочка, завёрнутая в одеяло, посапывала в плетёной колыбельке рядом с дирижёрским пультом. Во рту у неё была пустышка. В нужный момент композитор наклонился и забрал пустышку у дочери. Секунда — и на весь зал раздался пронзительный детский плач! Этот необычный театральный дебют словно определил всю дальнейшую судьбу Наталии Сац. До последнего дня её жизнь была связана с театром и с детьми.
Росла Наташа в творческой атмосфере. Отец — композитор. Мать — оперная певица. С детства девочка занималась в московской драматической студии имени Грибоедова. Когда ей исполнилось всего пятнадцать, устроилась на работу в театрально-музыкальную студию Моссовета. Наталья Ильинична вспоминала, что была тогда юной гимназисткой, и полагала, что её возьмут разве что на какую-нибудь техническую должность — вроде гардеробщицы или секретарши. Но Наталии неожиданно предложили... возглавить детское отделение студии!
Окрылённая энтузиазмом, она приступила к работе. Первыми её постановками стали русские народные сказки и басни Крылова. Каким восторгом светились лица ребятишек, когда они приходили на спектакли! Для детей, живших на окраинах, Наталия Сац организовала своего рода гастроли: несколько раз в месяц актёры отправлялись в отдалённые районы города. Эти выездные представления пользовались огромной популярностью. Скоро Наталия поняла, что пора расширять горизонты. В 1920 году она, преодолев массу бюрократических препон, создала Московский Детский театр — первый в мире театр для детей. И стала его директором и художественным руководителем. Почти все спектакли Наталия Ильинична ставила сама. Пьесы для нового театра сочиняли популярные литераторы того времени — Валентин Катаев, Евгений Шварц, Алексей Толстой. А композитор Сергей Прокофьев написал свою знаменитую музыкальную сказку «Петя и волк». В 1936 году Московский Детский театр переехал в новое помещение в самом центре столицы.
А в 1937-м Наталью Ильиничну арестовали — как жену «врага народа». Приговор — пять лет Волжского исправительно-трудового лагеря. Но даже в заключении она не теряла энтузиазма. Основала среди осуждённых драматический кружок и джазовый оркестр. Те, кто отбывал наказание рядом с Наталией Сац, говорили, что для них она была ярким светом в череде серых лагерных будней. После освобождения Наталии запретили возвращаться в Москву. Она обосновалась в Алма-Ате. И, конечно же, не стала сидеть сложа руки. В 1942 году её стараниями в городе появился Театр юного зрителя. Дети были в восторге. А скептики говорили: война — не время для театров. Но Наталия Ильинична категорически возражала: «Как — не время? Отцы на фронте, матери на работе, и заглянуть в сердце маленькому человеку, дать ему радость, веру нужно именно сейчас!», — говорила она. Алма-Атинским Театром Юного зрителя Наталия Сац руководила тринадцать лет.
В конце 50-х годов её реабилитировали, и она смогла вернуться в Москву, где спустя несколько лет появилось ещё одно её детище — Детский Музыкальный театр на Проспекте Вернадского. Там шли спектакли «Три толстяка», «Синяя птица», «Волшебная флейта». И зал всегда был полон детей. Маленьким зрителям она посвятила всю жизнь, и без остатка отдавала им свою творческую энергию и талант.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема