
Фото: Johannes Plenio / Pexels
Немецкий инженер Карл Бенц вошёл в историю как создатель первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В конце 19-го века это было поистине изобретение, изменившее мир. Сам пионер автомобилестроения говорил, что успехом обязан любимой жене — Берте «Берта всегда стояла рядом со мной на хрупком корабле моей жизни. И когда он, казалось, неумолимо шёл ко дну, смело и решительно поднимала новые паруса надежды» — писал Карл Бенц о супруге, с которой они прожили вместе 65 лет.
Карл и Берта познакомились в 1870-м году, в немецком городе Пфорцгейме, на званом вечере в одном из знатных домов. Отец Берты, господин Рингер, состоятельный человек, владелец строительной компании, приехал туда вместе с дочерью. Бенца, простого инженера-механика и работягу, пригласили на бал в качестве некой диковинки. Многих забавляли рассказы Бенца о «безлошадной коляске», которую он якобы сам придумал и до мелочей разработал. Бенц же пришёл на званый вечер в надежде, что кто-нибудь искренне проникнется задумкой и согласится стать инвестором его изобретения. Однако лишь один человек в тот вечер слушал Карла с замиранием сердца — Берта Рингер. Её душа отзывалась на каждое слово изобретателя. И когда Карл одиноко стоял в уголке бальной залы, Берта подошла к нему и искренне произнесла: «Господин Бенц, я верю, что ваши идеи изменят мир».
Через два года после того памятного бала, в 1872-м, Карл и Берта обвенчались. Родители девушки поначалу были против этого брака. Они хотели выдать дочь за обеспеченного и уважаемого человека. Но видя, как искренне молодые люди любят друг друга, смягчились. Новобрачные переехали в Мангейм, где Карл открыл небольшую слесарную мастерскую. Вскоре на свет появились дети — всего у Бенцев их было пятеро. Семья жила скромно. Берта, выросшая в богатстве, спокойно приняла новые реалии жизни. Сама готовила, стирала, убиралась и шила. Карл почти всё время проводил в мастерской — чтобы большая семья держалась на плаву, нужно было много работать. А по ночам он трудился над двигателем для «безлошадной коляски». Долгое время у Бенца ничего не получалось. Мотор никак не хотел заводиться. В новогоднюю ночь 1879 года, после скромного праздничного ужина, Берта вдруг предложила мужу зайти в мастерскую и попытать счастья ещё раз. Бенц вспоминал: «Я завёл машину. И она заработала! В тот же самый миг с улицы донёсся звон церковных колоколов — мы восприняли его как благословение наших трудов».
Весть о том, что Бенцу удалось воплотить свой замысел в жизнь, быстро облетела город Мангейм. У Карла появились инвесторы. Несколько местных предпринимателей вложили деньги в создание первого в мире автомобиля. И вот, наконец, он выехал на улицы города! Прохожие не верили своим глазам. Но Карлу удалось проехать на своей «безлошадной коляске» лишь несколько метров. Что-то хлопнуло, полетели искры, и мотор встал. Снова — насмешки, недоверие. А самое худшее — инвесторы потребовали возместить затраты. Они не верили, что Карлу удастся устранить недостатки в своём изобретении. Чтобы с ними рассчитаться, Бенц влез в долги. Семья оказалась на грани нищеты. Но рядом с Карлом по-прежнему была Берта. Она не роптала, не укоряла мужа. Каждый день Берта повторяла супругу, что верит в его силы. Что трудные времена обязательно закончатся. Поддержка жены вдохновляла Бенца. За короткий срок он доработал конструкцию двигателя. Однако, после происшествия, никто уже не воспринимал всерьёз «безлошадную коляску». Бенц не мог поверить: потрачено столько времени, пережито столько лишений, и всё это — зря?..
Утром 5 августа 1888 года Карл проснулся, и не обнаружил во дворе свой автомобиль. Не было нигде и жены. Ещё до рассвета Берта села в машину и направилась в город Пфорцгейм! Она преодолела расстояние в 106 километров. И поздним вечером того же дня остановила безлошадный экипаж у дверей дома своих родителей. Затем отправила мужу телеграмму о том, что путешествие прошло благополучно. На самом деле не всё было безоблачно: в дороге автомобиль потребовалось дозаправить — для этого подошла жидкость для отбеливания из аптеки. А когда засорился топливный шланг, находчивая Берта прочистила его длинной шляпной булавкой. Несколько раз на бездорожье машину приходилось подталкивать. Но всё это были пустяки: главное — путешествие Берты показало всем потенциал изобретения её мужа. Так что появлению на свет автомобиля, такого привычного для нас сегодня, мы обязаны удивительной семейной истории — истории любви, супружеской преданности и поддержки.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер