
Фото: Johannes Plenio / Pexels
Немецкий инженер Карл Бенц вошёл в историю как создатель первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. В конце 19-го века это было поистине изобретение, изменившее мир. Сам пионер автомобилестроения говорил, что успехом обязан любимой жене — Берте «Берта всегда стояла рядом со мной на хрупком корабле моей жизни. И когда он, казалось, неумолимо шёл ко дну, смело и решительно поднимала новые паруса надежды» — писал Карл Бенц о супруге, с которой они прожили вместе 65 лет.
Карл и Берта познакомились в 1870-м году, в немецком городе Пфорцгейме, на званом вечере в одном из знатных домов. Отец Берты, господин Рингер, состоятельный человек, владелец строительной компании, приехал туда вместе с дочерью. Бенца, простого инженера-механика и работягу, пригласили на бал в качестве некой диковинки. Многих забавляли рассказы Бенца о «безлошадной коляске», которую он якобы сам придумал и до мелочей разработал. Бенц же пришёл на званый вечер в надежде, что кто-нибудь искренне проникнется задумкой и согласится стать инвестором его изобретения. Однако лишь один человек в тот вечер слушал Карла с замиранием сердца — Берта Рингер. Её душа отзывалась на каждое слово изобретателя. И когда Карл одиноко стоял в уголке бальной залы, Берта подошла к нему и искренне произнесла: «Господин Бенц, я верю, что ваши идеи изменят мир».
Через два года после того памятного бала, в 1872-м, Карл и Берта обвенчались. Родители девушки поначалу были против этого брака. Они хотели выдать дочь за обеспеченного и уважаемого человека. Но видя, как искренне молодые люди любят друг друга, смягчились. Новобрачные переехали в Мангейм, где Карл открыл небольшую слесарную мастерскую. Вскоре на свет появились дети — всего у Бенцев их было пятеро. Семья жила скромно. Берта, выросшая в богатстве, спокойно приняла новые реалии жизни. Сама готовила, стирала, убиралась и шила. Карл почти всё время проводил в мастерской — чтобы большая семья держалась на плаву, нужно было много работать. А по ночам он трудился над двигателем для «безлошадной коляски». Долгое время у Бенца ничего не получалось. Мотор никак не хотел заводиться. В новогоднюю ночь 1879 года, после скромного праздничного ужина, Берта вдруг предложила мужу зайти в мастерскую и попытать счастья ещё раз. Бенц вспоминал: «Я завёл машину. И она заработала! В тот же самый миг с улицы донёсся звон церковных колоколов — мы восприняли его как благословение наших трудов».
Весть о том, что Бенцу удалось воплотить свой замысел в жизнь, быстро облетела город Мангейм. У Карла появились инвесторы. Несколько местных предпринимателей вложили деньги в создание первого в мире автомобиля. И вот, наконец, он выехал на улицы города! Прохожие не верили своим глазам. Но Карлу удалось проехать на своей «безлошадной коляске» лишь несколько метров. Что-то хлопнуло, полетели искры, и мотор встал. Снова — насмешки, недоверие. А самое худшее — инвесторы потребовали возместить затраты. Они не верили, что Карлу удастся устранить недостатки в своём изобретении. Чтобы с ними рассчитаться, Бенц влез в долги. Семья оказалась на грани нищеты. Но рядом с Карлом по-прежнему была Берта. Она не роптала, не укоряла мужа. Каждый день Берта повторяла супругу, что верит в его силы. Что трудные времена обязательно закончатся. Поддержка жены вдохновляла Бенца. За короткий срок он доработал конструкцию двигателя. Однако, после происшествия, никто уже не воспринимал всерьёз «безлошадную коляску». Бенц не мог поверить: потрачено столько времени, пережито столько лишений, и всё это — зря?..
Утром 5 августа 1888 года Карл проснулся, и не обнаружил во дворе свой автомобиль. Не было нигде и жены. Ещё до рассвета Берта села в машину и направилась в город Пфорцгейм! Она преодолела расстояние в 106 километров. И поздним вечером того же дня остановила безлошадный экипаж у дверей дома своих родителей. Затем отправила мужу телеграмму о том, что путешествие прошло благополучно. На самом деле не всё было безоблачно: в дороге автомобиль потребовалось дозаправить — для этого подошла жидкость для отбеливания из аптеки. А когда засорился топливный шланг, находчивая Берта прочистила его длинной шляпной булавкой. Несколько раз на бездорожье машину приходилось подталкивать. Но всё это были пустяки: главное — путешествие Берты показало всем потенциал изобретения её мужа. Так что появлению на свет автомобиля, такого привычного для нас сегодня, мы обязаны удивительной семейной истории — истории любви, супружеской преданности и поддержки.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер