В городе Каире, столице Египта, жил старик по имени Алибег Кашкаши. Он был хром на левую ногу и во время ходьбы на каждом шагу как будто приплясывал. Городским мальчишкам это казалось забавным, и, завидев старика, они принимались его дразнить: начинали подпрыгивать и громко кричать: «Алибег Кашкаши, попляши, насмеши!».
Бывало, озорники от нечего делать целыми днями ходили за стариком по пятам, кривлялись и твердили одно и то же: «Алибег Кашкаши, попляши, насмеши! Попляши, насмеши!»
Однажды Алибег не выдержал, обернулся и запустил в них камень. И угодил тот камень как раз в лоб главного заводилы — сына городского судьи. На лбу у проказника вздулась большая шишка. Мальчик побежал к отцу, стал плакать и жаловаться на злого Алибега.
Разгневался судья, велел срочно разыскать старика Алибега и привести на городскую площадь, чтобы вершить над ним правосудие.
— Злой человек, как посмел ты обидеть беззащитного ребёнка? — грозно спросил судья. — Ты ответишь за это по закону и будешь доживать свой век в темнице. Или тебе что-то есть сказать в своё оправдание?
Но вместо ответа Алибег состроил смешную рожу и закричал нараспев точь-в-точь, как это делали мальчишки: «Давай, судья, накажи! Народ насмеши!»
— Разумеется, я тебя накажу! — воскликнул судья. — Перестать паясничать!
— Судья, накажи, народ насмеши! — ещё громче запел Алибег, продолжая плясать перед судьёй.
— Замолчи, старик! — закричал судья, и лицо его сделалось красным от гнева.
Но Алибег не унимался и продолжал твердить: «Давай, судья, накажи! Народ насмеши!»
Разъярённый судья сделал знак стражникам, чтобы те схватили Алибега и отвели в темницу.
Тогда старик стал серьёзным и сказал, обращаясь к судье:
— О справедливейший из справедливых! Ты вышел из себя, и лицо твоё покраснело от гнева, хотя я только три раза спел тебе глупую песенку. А теперь подумай, каково терпеть мне, когда злые мальчишки каждый день с утра до вечера бегали за мной и высмеивали моё имя? И громче всех это делал твой сын. Мог ли я на него не сердиться?
Понял тогда судья, что Алибег не виновен. Отпустил он с миром старика, подозвал к себе сына и сказал ему на ухо:
— Этот почтенный человек украсил тебя шишкой на лбу. А дома я возьму прут и как следует сам тебе задам, чтобы навсегда отучить насмехаться над старыми и увечными людьми.
И что вы думаете? С того времени дети в Каире перестали дразнить хромого старика. Уже на следующий день, встретив его на улице, сын судьи сказал вежливо: «Здравствуйте, дедушка Алибег Кашкаши!»
(по мотивам египетской сказки)
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







