На стыке двадцатого и двадцать первого тысячелетий в горах Карачаево-Черкессии произошло невероятное событие. Охотники совершенно случайно обнаружили на скале образ Иисуса Христа. Как им это удалось, ведь скала находится в ста пятидесяти метрах над землей, на вершине горы, густо покрытой кустарником? Откуда мог взяться на отвесной скале удивительный лик Христа? Всем, кто видел эту наскальную икону, она напоминает Нерукотворный образ Спаса, Туринскую плащаницу. Человеческими ли руками написан Архызский лик на камне?
Многие верующие считают, что изображение Спасителя возникло на скале чудесным образом. Существует также легенда, что икону написал некий отшельник в гроте, который служил ему жилищем. А когда позднее грот развалился, внутренняя стена стала доступной для обозрения. Но большинство ученых склоняются к версии, что икону написал мастер десятого века – именно в это время на территории Карачаево-Черкессии бурно шло строительство православных храмов.
Только называлась тогда страна иначе. Архызское древнее городище, рядом с которым возвышается отмеченная Божьим образом скала – столица древней Алании. Аланы-кочевники пришли на Северный Кавказ в незапамятные времена, и приняли христианство гораздо раньше, чем Киевская Русь. От величия Аланского государства до наших дней сохранились всего три храма – но каких!
Самый грандиозный из них археологи назвали Северным. В окружении гор он сам напоминает огромный камень-валун. Здесь сохранилась купель, в которой аланы принимали крещение.
Второй храм известен своими древними фресками, которые чудом уцелели. Значение этих росписей трудно переоценить и в художественном, и в духовном плане. Предполагается, что храм был посвящен Преображению Господню.
Единственная действующая древняя церковь освящена в честь пророка Илии. Невероятно маленькая, в праздники она бывает полным полна. Ее прихожане – сотрудники обсерватории, которая расположена неподалеку.
Совсем недавно в Архызе был построен еще один храм. Церковь Нерукотворного Образа возвели на том месте, где начинается подъем в гору, к наскальной иконе. Всего несколько лет назад этот подъем был невероятно трудным – людям приходилось подниматься по крутой сыпучей тропинке. Сейчас к образу ведет лестница в 526 ступенек.
Добраться до Архыза довольно трудно. Это курортное местечко, известное своей минеральной водой, только начинает восстанавливаться после упадка, транспортное сообщение в этих краях оставляет желать лучшего. Ближайшие железнодорожные станции – Невинномысск и Черкесск. Затем ориентир - станица Зеленчукская. А уж от нее до Архыза рукой подать!
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема