
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха
В октябре 1611 года в Нижний Новгород прибыл московский князь Дмитрий Пожарский. Купец Кузьма Минин позвал князя, чтобы тот стал во главе народного ополчения, которое активно формировалось в Нижнем. Народ собирался идти на Москву. Там в это время происходили поистине трагические события, вошедшие в историю как Смутное время. Суверенное Государство Российское находилось на грани исчезновения. Бояре свергли царя — последнего из Рюриковичей, Василия Шуйского. Многие из них присягнули на верность уже второму по счёту Лжедмитрию — самозванцу, который выдавал себя за чудом выжившего царевича, сына Ивана Грозного. На русский трон засматривался и польский королевич Владислав. Города присягали обманщикам и вставали на сторону поляков и литовцев, чьи войска на русской земле чувствовали себя как дома. Но были и те, кто, стиснув зубы собирали людей и средства для того, чтобы с оружием в руках освободить Отечество от самозванцев.
Именно этим и занимался в Нижнем Новгороде Кузьма Минин. Он сумел сформировать мощное народное движение, которому не хватало лишь того, кто мог бы повести в людей в бой. Князь Пожарский идеально подходил на эту роль. Он был опытным воеводой и уже не раз участвовал в сражениях против иностранных интервентов. Подавлял мятеж Ивана Болотникова — соратника Лжедмитрия Первого. В марте 1611-го участвовал в Московском восстании против польских оккупантов и был ранен. К тому же князь имел репутацию человека честного, решительного, справедливого и бескорыстного. Пожарский принял предложение Минина, который выразил волю всех нижегородцев. В феврале 1612 года ополчение под предводительством князя выступило из Новгорода. К весне войска вошли в Ярославль. Там Минин и Пожарский решили задержаться на некоторое время — они хотели набрать больше людей, а ещё пополнить казну ополчения.
Собрал единомышленников, готовых присоединиться к войскам Пожарского и Минина, и келарь Троице-Сергиевой лавры монах Авраамий (Палицын). Чтобы сообщить об этом Пожарскому, Авраамий с риском для жизни приехал в Ярославль. Он убедил князя, что людей достаточно, и можно выступать. 18 августа ополчение числом в восемь тысяч ратников выступило на Москву. Теперь во главе его стояли трое — князь Пожарский, купец Минин и монах Авраамий Палицын.
В поход ополченцы взяли с собой Казанский образ Божьей Матери. Ратники молились перед иконой, и это давало им силы. Так было перед сражениями у Новодевичьего монастыря и под стенами Китай-Города. В тяжелейшем бою за Кремль князь Пожарский почувствовал, что силы воинов на исходе. Но поблизости стояли отряды донских казаков, которые не решили, чью сторону занять, и просто наблюдали за происходящим. Под пушечным огнём поляков к ним отправился Авраамий (Палицын). Он сказал казакам всего несколько слов: «Вы, друзья, первые крепко стали за истину и православную веру. Идите же, сражайтесь, Бог поможет вам!» И казаки, один за другим, стали присоединяться к войскам Минина и Пожарского. 26 октября ополченцы вошли в Кремль. В благодарность Богу за победу они прошли по Красной площади крестным ходом с Казанской иконой Богородицы, которая сопровождала их в походе и боях. До окончания Смуты оставалось совсем немного времени...
Все выпуски программы Открываем историю
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема