Как много мы произносим слов. Добрых, злых, ласковых, насмешливых – очень разных. И какие же они различные по воздействию! Они, словно камушки, которые мы бросаем в Вечность: мы и понятия не имеем, где и когда могут закончить расходиться круги от этих камней.
Как в стихах Вадима Шефнера:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Велика сила человеческого слова! Именно поэтому мы должны очень аккуратно и бережно обращаться с ним, всякий раз обдумывать и рассуждать, не обижаем ли мы кого своим высказыванием, не задеваем ли чьих-то чувств.
Человек у святых отцов, в отличие от прочих Божьих творений, именуется “существом словесным”. И поэтому грехи словесные, как не странно, могут быть очень тяжкими. Ложь, осуждение, клевета, недобрые речи… Такие слова отражают то самое “злое сокровище” – недобрую часть сущности человеческой, которая к сожалению, присутствует в каждом из нас: прежде всего, и во мне самой. Дар слова – дар творческой созидательной силы, с помощью которого можно сделать так много полезного, доброго, но как пользуюсь им я? Сколько злых и просто пустых речей я произношу вслух. Как часто обижаю и делаю больно окружающим: даже не со зла, а просто не обдумав свои слова.
Почему-то в нашей культуре вообще не принято говорить добрые, ласковые, ободряющие слова – даже близким. Напротив: считается, что нельзя хвалить никого, даже детей. То ли боятся избаловать, то ли готовят к суровым жизненным испытаниям…
«От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» – это предупреждение часто кажется нам непонятным: что значит слово, важны лишь дела! Но если Христос сказал так, значит, это правда. Между нашими словами и нашей жизнью существует очень тесная, нерушимая связь, даже если мы ее не замечаем. Наши слова влияют не только на жизнь тех, кому они адресованы, но и на нашу жизнь – самым непосредственным образом. И либо мы управляем своими словами, ответственно относясь к ним, обдумывая то, что произносят наши уста, либо наши слова будут управлять нами. Злые и жестокие слова будут ожесточать наше сердце и умножать в нас злобу и холодность.
Слово может ранить, задеть, оскорбить, но может и вдохновить, возродить к жизни, зажечь и согреть. Так нужно, чтобы мы взвешивали и обдумывали наши слова, ведь нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. Постараемся сделать всё, что от нас зависит, чтобы из нашего сердца исходили только слова, взвешенные на весах нашей совести.
Приглашение на исцеление. Никита Вятчанин
Однажды моего друга пригласили на бесплатное обследование в частную клинику. По итогам у него было выявлено несколько заболеваний, требующих дорогостоящего лечения. И он был расстроен и растерян, потому что денег на такое лечение у него не было в тот момент.
Похожие чувства я испытывал долгие годы, когда получал обличения в моих тяжких грехах, но сил на борьбу с ними найти не мог. Я тогда был далек от Церкви и от Бога. И тогда я просто отмахивался от этих обличений.
Узнавать о своих болячках, тем более хронических, — само по себе малоприятно. Обличителей воспринимаешь как осуждающих. Еще сильнее загоняли в угол слова тех, кто, казалось бы, сочувствовал. Они говорили, что жизнь — это боль, а преодоление греха — путь долгий, тернистый. Будет трудно.
Весь этот сценарий меня, тогда еще удаленного от Церкви Христовой человека, отталкивал. И подвигал не противостоять греху, а убеждать себя, что с грехом можно договориться. Или даже, что греха этого и нет вовсе — так, иллюзия, привиделось что-то...
Поменялось всё в переломный момент, когда я обратился к Богу.
К тому моменту я уже долгие годы отказывался видеть свою очевидную алкогольную зависимость. Схема оправданий была стандартная. Шаг первый — многие пьют, и я пью. Шаг второй — так как все, кто пьют, не могут быть алкоголиками, значит, и я не алкоголик. Логика сколь абсурдная, столь и железная. Только спустя тринадцать лет осознал-таки, что алкоголизм — это именно про меня, а не про кого-то там за горизонтом. И это, учитывая моё упрямство во грехе, было настоящим чудом.
И вот тогда, в этот переломный момент, Бог устроил так, что рядом со мной оказались очень добрые и отважные люди, через которых я наконец услышал голос Бога. Один из них сказал то, что меня буквально перевернуло. А именно: «Бог открывает человеку его грех только тогда, когда он имеет возможность ему противостать, когда он готов принять исцеление. И наоборот — если пьяница не видит, что он зависимый человек, то принять исцеление от Бога он не готов. Если раб греха не видит греха, то и на свободу, открытую ему Богом, он не пойдёт».
Именно тогда, когда я, со скрежетом зубов, признался себе в собственном алкоголизме, во мне и стартовала великая перемена. Раб греха увидел, что он в рабстве. И захотел на свободу, о существовании которой даже не помышлял. Результат был ошеломляющим и для меня самого, и для тех, кто давно меня знал — я протрезвел. Живу так уже многие годы. И уповаю, что так будет всегда.
Я воспринял видение своих грехов как дар Божий, ведь вместе с осознанием греха были дарованы и силы на борьбу, чтобы получить исцеление. И для меня диагноз от Бога стал одновременно приглашением на самую светлую, самую совершенную духовную реабилитацию.
Сегодня, видя, как к такому же исцелению идут другие, смею утверждать — согласие на реабилитацию всегда даёт радостный результат. При условии, конечно, что от этого лечения человек сам не убегает и не отказывается от него. И еще при условии, что он не занимается духовным самолечением, а уповает всем сердцем, всей крепостию, всем разумением и всею душою на помощь главного Врача. На милость Божию.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение
Сандра хочет в Дивеево
К нам в редакцию пришло письмо от Нины Миловидовой — руководителя Русского дома в Чили. Спешу поделиться с вами вдохновляющей историей, которую она рассказала!
В городе Сантьяго, столице Республики Чили, живёт Сандра Эррера. Она много лет работает учительницей в средней школе и с недавних пор регулярно посещает православную церковь. К вере её привела цепочка событий, которые сама женщина считает промыслительными.
Всё началось с того, что однажды ночью сыну Сандры (его зовут Пабло) приснился удивительный сон: он увидел священника в православной церкви! Сновидение показалось юноше явью: он будто услышал слова проповеди. «Сын проснулся воодушевлённый, в полной уверенности, что эта церковь где-то существует; не мог о ней забыть и решил её отыскать, — вспоминает Сандра. — И — о чудо! — вскоре нашёл в Сантьяго православный храм — точно такой, как видел во сне». Пабло показался знакомым и священник, и даже слова, которые он говорил во время богослужения! Сын Сандры встретился с батюшкой — уже наяву, а не во сне — и стал прихожанином этой церкви.
Туда же стала ходить и Сандра. От священника она узнала о преподобном Серафиме Саровском, основателе Дивеевского монастыря, и его советах христианам. «Я обратилась к святому с молитвой: хочу быть доброй самаритянкой и бескорыстно помогать людям», — рассказывает Сандра.
Как-то утром по дороге на работу она увидела человека, лежавшего на тротуаре, — вероятно, ему стало плохо. Прохожие спешили по делам, а учительница остановилась и вызвала такси, чтобы отвезти его домой. Но в пути маршрут изменился: мужчине стало хуже, и его доставили в клинику — как оказалось, с инфарктом. К счастью, врачи спасли ему жизнь!
Позже выяснилось, что жена этого чилийца серьёзно больна, обездвижена и полностью находится на попечении мужа. Поэтому добрый поступок Сандры, можно сказать, спас жизни обоим супругам!
«После этих событий я поняла, что выбрала правильную дорогу, что Бог меня слышит и поддерживает», — признаётся наша героиня. Она очень хочет когда-нибудь приехать в Россию: посетить Дивеевский монастырь, приложиться к мощам Серафима Саровского и поблагодарить преподобного за обретённую веру.
И я желаю от всей души, чтобы в скором времени так и случилось!
Все выпуски программы Живут такие люди
13 декабря. Об искушении Христа фарисеями
В 20-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и фарисеях: «Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?».
Об искушении Христа фарисеями — протоиерей Максим Первозванский.
Такое желание уловить Христа в слове неоднократно свидетельствует со различными евангелистами, и, допустим, фарисеи иногда сами задавали ему каверзные вопросы, иногда подсылали саддукеев. Иногда это могло быть выглядеть невинно, то есть какой-то вопрос задавался вообще через обычного и простого человека. Собственно, главный пункт сопротивления фарисеев Христу был в том, что они не видели в нем Мессию, Спасителя, Христа. И для того, чтобы доказать это всему народу, пытались сделать что-то такое, чтобы публично вот этот статус, ну, как минимум, пророка, а вообще-то в последний даже год проповеди Христа, в его земной жизни, о нем прямо свидетельствовали и он сам, и его ученики, о том, что он есть обещанный Мессия. Фарисеям это очень не нравилось. Кстати, именно это и стало главным пунктом его обвинения и перед Синедрионом, где первосвященник, разорвав ризы, сказал: «Вот, вы сами слышали его богохульство»! То есть они считали это богохульством. И перед Понтием Пилатом, перед римскими властями, потому что они обвиняли его в том, что он объявляет себя царем и противится Кесарю, не признавая власть Кесаря. Но народ почитал его как минимум за пророка, а вообще-то и за Мессию. И чтобы дезавуировать этот его статус, для того, чтобы показать, что никакой он не Христос, фарисеи и пытались уловить Христа в слове.
Все выпуски программы Актуальная тема