Небольшая парусная яхта медленно дрейфует по водной глади. Полный штиль. Легкие, освежающие лицо касания прохладного влажного воздуха убаюкивают и расслабляют. На палубе, уютно устроившись в шезлонгах, сидят четверо друзей. Им очень хорошо. Тишина и внутри, и снаружи. Даже мобильная связь не берет. Никакой суеты. Это вам не столица с её нескончаемым бешеным ритмом. Здесь — словно в центре мироздания. Над тобой — бездонный купол неба. Под кормой — безбрежное зеркало абсолютно спокойной воды. Ощущение, как будто бы время остановилось и превратилось в эту маленькую белую точку посредине моря.
Вдруг раздаётся оглушающий телефонный звонок. Мужчины от неожиданности подпрыгивают. Как? Здесь есть связь? Невероятно! Телефон продолжает надрываться. «Алло! Да, привет, дорогая! Что? Как почему не звонил? Так я же в море, какая тут связь? Да я откуда знаю, почему заработал? Девушки? Ну ты чего, какие девушки, мы тут с ребятами как монахи, в тишине и одиночестве! Что? Как закончились? Ну я же тебе с запасом денег оставил? О Боже. Займи у Петровича, потом разберусь. Детей целуй! Пока!»
Сорокалетний мужчина устало опускается в кресло. Такой резкий контраст! И всего-то — один минутный разговор!
«Валер, слушай, а дай-ка я попробую своей набрать — только давай я с твоего места — вдруг получится?»
Второй молодой мужчина быстро набирает номер жены. «Привет! Как вы там? Ну не сердись, тут связи нет. Вот каким-то чудом только сейчас появилась. А мы в самом центре моря, представляешь! Только послезавтра пришвартуемся к берегу. Что? Да нет, мы тут в сугубо мужской компании. Не волнуйся! Как денег нет? И оттуда тоже всё потратили? Ну вы даёте! Нельзя вас надолго одних оставлять, всё проедите! Ладно, шучу. Я тебе на карточку скину, если связь будет. Целую!»
Ещё одна жертва подозрительности уныло возвращается на место.
«Ну всё, теперь моя очередь — давай сюда телефон!» Кряжистый мужчина, самый старший в команде, набирает номер. «Ага, не ожидала! Как ты? Не понял? Что случилось? Маша, да тут связи нет никакой! Да не отключал я телефон? С кем? С ребятами, конечно! Опять двадцать пять! Да сколько же можно меня подозревать!»
И тут его глаза начинают буквально вылезать из орбит. С ошалелым взглядом он смотрит на своих спутников. «Как закончились? За две недели вы всё спустили? Ну знаешь! Даже не знаю, что вам сказать. Да не кипятись ты, в конце концов! Ладно, ладно, позвоню Маше, она передаст. Пока, всех целую!»
На большой лысине крупные капли пота. Смахнув их ладонью, мужчина хочет вернуть телефон хозяину — но тут его осеняет мысль.
«Батюшка, а вы не хотите матушке позвонить?» Моментально три пары глаз устремляются на священника, который беззаботно сидит на корме, свесив ноги.
Батюшка широко улыбается: «Неа, не хочу. Не дождётесь, знаю я вас! У неё и так дома всё в порядке. Она знает, что здесь нет связи — только волноваться начнёт, вдруг что-то случилось». Он посмотрел куда-то вдаль и размеренно произнёс: «Да, и денег ей хватит — она у меня мудрая, лишнего ни копейки не потратит. Потому что совестливая!»
Призадумавшись, мужчины уважительно закивали. Да, с матушкой Надеждой они были знакомы — она и правда именно такая: надёжная!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер