Надежда Вишнякова похожа на сказительницу из старинных русских былин. Она и живёт в сказочном месте – Княжестрове, что раскинулся посреди реки Северная Двина. Это настоящий русский Север. Надежда Яковлевна прекрасно знает историю своих родных мест. Она и сама творит историю.
Больше десяти лет назад матушка Надежда – именно так её называют знакомые – решила восстановить сгоревший храм Введения Пресвятой Богородицы на Княжестрове. За благословением отправилась к владыке Тихону. Епископ посоветовал сначала взяться за молитвенный дом, который тоже давно стоял заброшенным. Окна были выбиты, свет, вода и отопление отсутствовали. Привести всё в порядок Вишняковой помогала её семья. Односельчане тоже не остались в стороне: сложили печи, купили светильники. А некоторые иконы для молитвенного дома даже привезли из Израиля. Несколько старинных образов Надежда Яковлевна нашла на чердаке во время ремонта здания.
Спустя семь лет епископ Тихон дал благословение на восстановление храма. Он сгорел в 1986 году. Сгорел потому, что люди веру потеряли, считает Надежда Яковлевна. Сначала охотников помогать не находилось. Жители острова не понимали, зачем им собственный храм, когда всегда можно съездить в Архангельск и посетить там собор. Надежда Яковлевна, видя такое отношение односельчан, не смутилась и не пала духом, наоборот, стала действовать ещё активнее. Она с самого начала понимала, ради чего стоит восстанавливать храм:
Надежда Вишнякова:
«А всё-таки это 16 век, это предание. 16 век – это же старинность. И здесь же молитва всё время идёт. Вот даже люди, которые приезжают, они ощущают вот эту благодать».
Надежда Яковлевна сама вырубила небольшой лесок, который за годы запустения вырос в храме. Сама стояла с кружкой у собора в Архангельске, собирая на «свой» храм. Людей поразило упорство, с которым матушка Надежда совершала свой духовный подвиг. Ей стали помогать и свои и чужие. Одна из прихожанок молитвенного дома на свои средства заказала колокола. Односельчане и гости острова жертвовали деньги. Уверенность в том, что она делает богоугодное и необходимое людям дело, придавала сил пожилой женщине. А когда стали обновляться иконы в молитвенном доме, Надежда Яковлевна убедилась окончательно: всё что она делает – не зря.
Надежда Вишнякова:
«На аналое лежала Владимирская Божья Матерь. Вы знаете, стала обновляться».
«Чудо из чудес. Что было всё темно. И вот это всё вдруг обновляется».
Когда закончится восстановление храма Надежда Яковлевна не знает. Большая часть работ уже выполнена: стены оштукатурены, готов пол, есть купола, колокола и кресты. Осталось установить иконостасы. Увы, финансовая ситуация оставляет желать лучшего, сейчас работы приостановлены. Но Надежда Вишнякова верит, что неравнодушные люди помогут ей завершить благое дело, которому она отдала 12 лет своей жизни.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»