Впервые я побывала в Дивеево в шестнадцать лет. Было лето, и помню, что меня поразило изобилие монастырского урожая: маленькие яблони стояли, наклонив до земли ветви, усыпанные плодами. По всей обители распространялось благоухание цветущих роз, а канавка Богородицы была засажена кустами крыжовника с огромными ягодами. Рай на земле. И я пообещала себе, что обязательно вернусь в монастырь снова.
Прошло много лет. Я периодически вспоминала о своём обещании, но всё не складывалась поездка: то учёба, то работа, то встречи, которые не могла отменить. Не могла ли? А может не больно то хотела проводить вожделенные выходные на долгих монастырских службах? Совершать духовные усилия — это ведь ох как не просто! Куда проще бывает физически потрудиться, чем помолиться. И начинается самообман: не могу я, Господи, поехать в монастырь сейчас. Да и просто в храм даже зайти не успеваю — вон сколько дел ещё, Ты же видишь. Я потом, Господи, ладно?
А потом часто происходит так, что все идёт не по плану, и вот уже эти неотложные дела погребают тебя под своей тяжестью. Ведь когда истощаются духовные силы, то и душевные, и физические тоже приходят в упадок.
Так произошло и со мной. Придавленная проблемами, я вдруг вспомнила о том своём давнем обещании, и решила, что поеду в Дивеево, чего бы то ни стоило. Удивительно, как легко удалось перенести те самые якобы неотложные дела.
Новая встреча с обителью спустя столько лет была настолько тёплой и радушной, что показалось, будто я никуда не уезжала. Вокруг — всё та же красота и ощущение Рая на земле. А еще — покой, от которого я в миру отгораживалась кучей дел и забот. Сама себя обкрадывала, получается.
В ту поездку стало очевидно, что что если у меня в жизни Господь будет на первом месте, то всё остальное — на своём. Ведь вот, перед глазами живой пример — монастырь. Где Бог — в центре жизни, и она в соответствии с этим выстроена.
Стою на службе и невольно задаюсь вопросом — а в моей жизни Богу какое место отведено?
Христос смотрит на меня с иконы, и молчит. Ему ответ известен. И я молчу, не смея от стыда поднять головы. Потому что редко, преступно редко живу так, чтобы в центре бытия был Христос. А ведь я в Церкви с детства. Была на этот путь веры заботливо поставлена родителями. И, в отличии от многих, кто этот путь искал или ищет всю жизнь, я знала о нём с самого начала.
Мне, как и каждому, кто вырос в верующей семье, столько всего дано изначально, просто так. За это другой спрос и другая мера ответственности совершенно.
Тут не скажешь: я не знал. Тут только скажешь: я знал. И я знаю сейчас. И каждым своим выбором подтверждаю это знание. Тем страшнее каждый мой выбор не в Твою пользу, Господи. Помоги же мне помнить об этом, и ничего не ставить превыше Тебя!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
24 января. О человеческой жажде справедливости и милости Божьей
Во 2-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Суд без милости не оказавшему милости».
О человеческой жажде справедливости и милости Божьей — священник Алексий Дудин.
Для того, чтобы разобраться, что значат эти слова, нам нужно помнить две вещи. Первое — это то, что наш Господь более милосерд, чем справедлив. И действительно, если было бы иначе, мы не смогли бы ответить перед Богом за свои беззакония, за свои грехи. Все, что у нас есть доброго, нам дал Господь, а все, что у нас есть худого, по сути дела, это следствие нашего своеволия и того, что мы не исполняем заповеди Божии.
Что же такое милость? Мы знаем, что те дела, которые мы творим, являются следствием нашего внутреннего, духовного состояния. И когда апостол дальше в этом послании добавляет, что вера без дел мертва, он имеет в виду то, что наша милость должна быть выражена в делах по отношению к нашим ближним. Если мы милуем других, то нас тоже помилует Господь. Если мы творим дела милости, то Господь эту милость окажет и нам грешным. Если же мы оставляем этот путь и начинаем требовать какого-то законного отношения к другим, то Господь по закону будет судить и нас, и тогда уже нам будет нечем оправдаться.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О подвиге преподобного Феодосия Антиохийского
Сегодня 24 января. Церковь чтит память преподобного Феодосия Антиохийского, жившего в пятом веке.
О его подвиге — протоиерей Александр Щербашин.
Преподобный Феодосий Антиохийский с юных лет оставил богатый дом своих знатных родителей и вступил на тесный путь подвижничества, поселившись в малой кельи на берегу Исского залива, в окрестностях города Росс. Своё тело святой утруждал поклонами, лежанием на голой земле, носил власяницу и тяжёлые железные вериги. Волосы его отросли так, что покрывали ноги. Непрерывными подвигами, поста и молитвы он победил страсти, много трудился, возделывая огород и занимаясь плетением верёвок. На своей родине преподобный Феодосий основал монастырь. Он прививал инокам любовь к телесному труду и к духовным подвигам. С особой попечительностью относился к странникам. Высокая жизнь святого была известна и далеко за пределами монастыря. Его знали и христиане, и язычники. Мореплаватели в часы опасности призывали на помощь бога Феодосиева. Случалось, что от одного имени преподобного Феодосия укращались морские волны. Его боялись и чтили разбойники и просили его молитв. Уходя от людской славы, святой поселился близ селения Маратон, основав здесь Маратонскую киновию. В ней великий подвижник и окончил мирно дни своей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 января. О предстательстве Богородицы
Сегодня 24 января. Церковь чтит Елецкую Икону Божией Матери.
О предстательстве Богородицы — священник Стахий Колотвин.
В истории было неоднократно, когда люди уповали на какую-то святыню, но не соотносили праведность своей жизни, а точнее, увы, неправедность, с тем, что ты недостойно рядом с этой святыней находиться. Ведь Елецкая икона Божией Матери по преданию добыта в Чернигове, и даже прошлое название Черниговская. А как она в Ельце оказалась? Чернигов разграбили, разрушили. Вот в Елеце ее и спасли. Смотрим обратно и видим, а так это была икона еще у самого Антония Печерского в Киеве! А как же из Киева ее ученики преподобного Антония отдали-то, ну, такую великую святыню? Так тоже нет хорошей жизни. Значит, тоже пришли, разграбили, разрушили. А как же? И неужто святыня не защитила? Так не святыня защищает нас, а сама Пресвятая Богородица. Но защищает нас от земных проблем только тогда, когда решение этих земных проблем не помешает решению проблем нашей души. А если наши земные проблемы нам ниспосланы Богом для того, чтобы душу исправить, то нам придется через этот путь пройти.
Если ты не хочешь каяться, пока у тебя все хорошо, и молишься перед чудотворной иконой, то Пресвятая Богородица обязательно тебе поможет. Но поможет она тем, что ты пройдешь через какие-то страдания, задумаешься и подумаешь, ой, Пресвятая Богородица, лучше я буду жить праведно и приходить тебя почаще благодарить.
Все выпуски программы Актуальная тема