
Нина Юркова
Впервые я побывала в Дивеево в шестнадцать лет. Было лето, и помню, что меня поразило изобилие монастырского урожая: маленькие яблони стояли, наклонив до земли ветви, усыпанные плодами. По всей обители распространялось благоухание цветущих роз, а канавка Богородицы была засажена кустами крыжовника с огромными ягодами. Рай на земле. И я пообещала себе, что обязательно вернусь в монастырь снова.
Прошло много лет. Я периодически вспоминала о своём обещании, но всё не складывалась поездка: то учёба, то работа, то встречи, которые не могла отменить. Не могла ли? А может не больно то хотела проводить вожделенные выходные на долгих монастырских службах? Совершать духовные усилия — это ведь ох как не просто! Куда проще бывает физически потрудиться, чем помолиться. И начинается самообман: не могу я, Господи, поехать в монастырь сейчас. Да и просто в храм даже зайти не успеваю — вон сколько дел ещё, Ты же видишь. Я потом, Господи, ладно?
А потом часто происходит так, что все идёт не по плану, и вот уже эти неотложные дела погребают тебя под своей тяжестью. Ведь когда истощаются духовные силы, то и душевные, и физические тоже приходят в упадок.
Так произошло и со мной. Придавленная проблемами, я вдруг вспомнила о том своём давнем обещании, и решила, что поеду в Дивеево, чего бы то ни стоило. Удивительно, как легко удалось перенести те самые якобы неотложные дела.
Новая встреча с обителью спустя столько лет была настолько тёплой и радушной, что показалось, будто я никуда не уезжала. Вокруг — всё та же красота и ощущение Рая на земле. А еще — покой, от которого я в миру отгораживалась кучей дел и забот. Сама себя обкрадывала, получается.
В ту поездку стало очевидно, что что если у меня в жизни Господь будет на первом месте, то всё остальное — на своём. Ведь вот, перед глазами живой пример — монастырь. Где Бог — в центре жизни, и она в соответствии с этим выстроена.
Стою на службе и невольно задаюсь вопросом — а в моей жизни Богу какое место отведено?
Христос смотрит на меня с иконы, и молчит. Ему ответ известен. И я молчу, не смея от стыда поднять головы. Потому что редко, преступно редко живу так, чтобы в центре бытия был Христос. А ведь я в Церкви с детства. Была на этот путь веры заботливо поставлена родителями. И, в отличии от многих, кто этот путь искал или ищет всю жизнь, я знала о нём с самого начала.
Мне, как и каждому, кто вырос в верующей семье, столько всего дано изначально, просто так. За это другой спрос и другая мера ответственности совершенно.
Тут не скажешь: я не знал. Тут только скажешь: я знал. И я знаю сейчас. И каждым своим выбором подтверждаю это знание. Тем страшнее каждый мой выбор не в Твою пользу, Господи. Помоги же мне помнить об этом, и ничего не ставить превыше Тебя!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема