Впервые я побывала в Дивеево в шестнадцать лет. Было лето, и помню, что меня поразило изобилие монастырского урожая: маленькие яблони стояли, наклонив до земли ветви, усыпанные плодами. По всей обители распространялось благоухание цветущих роз, а канавка Богородицы была засажена кустами крыжовника с огромными ягодами. Рай на земле. И я пообещала себе, что обязательно вернусь в монастырь снова.
Прошло много лет. Я периодически вспоминала о своём обещании, но всё не складывалась поездка: то учёба, то работа, то встречи, которые не могла отменить. Не могла ли? А может не больно то хотела проводить вожделенные выходные на долгих монастырских службах? Совершать духовные усилия — это ведь ох как не просто! Куда проще бывает физически потрудиться, чем помолиться. И начинается самообман: не могу я, Господи, поехать в монастырь сейчас. Да и просто в храм даже зайти не успеваю — вон сколько дел ещё, Ты же видишь. Я потом, Господи, ладно?
А потом часто происходит так, что все идёт не по плану, и вот уже эти неотложные дела погребают тебя под своей тяжестью. Ведь когда истощаются духовные силы, то и душевные, и физические тоже приходят в упадок.
Так произошло и со мной. Придавленная проблемами, я вдруг вспомнила о том своём давнем обещании, и решила, что поеду в Дивеево, чего бы то ни стоило. Удивительно, как легко удалось перенести те самые якобы неотложные дела.
Новая встреча с обителью спустя столько лет была настолько тёплой и радушной, что показалось, будто я никуда не уезжала. Вокруг — всё та же красота и ощущение Рая на земле. А еще — покой, от которого я в миру отгораживалась кучей дел и забот. Сама себя обкрадывала, получается.
В ту поездку стало очевидно, что что если у меня в жизни Господь будет на первом месте, то всё остальное — на своём. Ведь вот, перед глазами живой пример — монастырь. Где Бог — в центре жизни, и она в соответствии с этим выстроена.
Стою на службе и невольно задаюсь вопросом — а в моей жизни Богу какое место отведено?
Христос смотрит на меня с иконы, и молчит. Ему ответ известен. И я молчу, не смея от стыда поднять головы. Потому что редко, преступно редко живу так, чтобы в центре бытия был Христос. А ведь я в Церкви с детства. Была на этот путь веры заботливо поставлена родителями. И, в отличии от многих, кто этот путь искал или ищет всю жизнь, я знала о нём с самого начала.
Мне, как и каждому, кто вырос в верующей семье, столько всего дано изначально, просто так. За это другой спрос и другая мера ответственности совершенно.
Тут не скажешь: я не знал. Тут только скажешь: я знал. И я знаю сейчас. И каждым своим выбором подтверждаю это знание. Тем страшнее каждый мой выбор не в Твою пользу, Господи. Помоги же мне помнить об этом, и ничего не ставить превыше Тебя!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России